Положение о педагогической диагностике(мониторинге)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Криулинский детский сад №3»
Принято на педагогическом совете
Протокол № ___от _____________
Председатель__________________

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
«Криулинский детский сад №3»
___________ А.Ю. Березина
_______________2021г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о внутреннем мониторинге (педагогической диагностике)
в МБДОУ «Криулинский детский сад №3»
ул. П.Е.Голенищева,1

с. Криулино
2021г.

1

I. Общие положения
1.1. Положение о педагогической диагностике (мониторинге) в МБДОУ
«Криулинский детский сад№3» (далее Положение) разработано в
соответствии с:
- Конвенцией о правах ребенка ООН;
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
- Уставом МБДОУ «Криулинский детский сад№3»
 Образовательной программой МБДОУ«Криулинский детский сад№3».
1.2. Педагогическая диагностика связана с освоением воспитанниками
основной образовательной программы дошкольного образования и
заключается в анализе освоения ими содержания образовательных областей:
социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественноэстетическое,
физическое
развитие.
Педагогическая
диагностика
индивидуального развития ребенка представляет собой систему сбора,
анализа,
хранения
и
накопления
образовательных
результатов,
обеспечивающих непрерывность
и своевременную корректировку
образовательного процесса и условий. Образовательные результаты информация о развитии воспитанников ДОУ и результатах освоения
образовательной программы ДОУ.
1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических
работников ДОУ осуществляющих профессиональную деятельность в
соответствии с трудовыми договорами.
1.4. Результаты педагогической диагностики могут использоваться
исключительно для решения образовательных задач.
II. Основные цели, задачи и принципы педагогической диагностики
индивидуального развития ребенка
2.1. Цель педагогической диагностики:
оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего
планирования образовательной деятельности с ребенком. Педагогическая
диагностика проводится педагогом в ходе внутреннего мониторинга.
2.2. Задачи педагогической диагностики:
-индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребенка, построение
образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в
2

образовательном процессе или имеющих особые образовательные
потребности.);
- оптимизация работы с группой детей.
2.3. Основными принципами системы оценки индивидуального развития
детей являются:
-комплексность,
-непрерывность,
-диагностичность (наличие критериев);
-уровневость;
-доступность результатов для родителей (законных представителей),
педагогов (непосредственно работающих с ребенком), обобщенной
информации для различных групп потребителей (педагогический совет ДОУ,
экспертные комиссии и др.).
2.4. Педагогическая диагностика:
- позволяет фиксировать уровень индивидуального развития дошкольника и
оценивать его динамику; учитывать зону ближайшего развития ребенка по
каждому из направлений;
-позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс
без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к
паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности
развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;
-учитывает представленные целевые ориентиры ФГОС ДО , но не
использует их в качестве основания для их формального сравнения с
реальными достижениями детей.
2.5. Проводится логопедическая и психологическая диагностика детей
квалифицированными специалистами – учителем-логопедом и педагогом
психологом, только с согласия родителей (законных представителей)
воспитанников. При необходимости (обращении родителей или педагогов,
только с согласия родителей) может проводиться ранее для своевременного
выявления отклонений в развитии и проведения необходимой коррекции.
2.6 Педагогическая диагностика, связанная с физическим, художественноэстетическим развитием (музыкальная, изобразительная деятельность)
проводится как воспитателем (по картам педагогической диагностики), так и
специалистами данного направления.
2.7 Параметры карт диагностики отражают достижения ребенка на начало и
конец учебного года, рекомендуется проводить педагогическую диагностику
2 раза в год в 1 неделю октября и в последнюю неделю апреля. Однако, при
необходимости, педагогическую диагностику можно провести и в середине
учебного года, и в случаях обращения родителей (законных представителей)
ребенка.
2.8 Педагогическая диагностика с детьми, вновь пришедшими в детский сад,
проводится после адаптации ребенка.
2.9 Педагогическая диагностика с детьми ОВЗ проводиться 3 раза в год (
октябрь, январь, апрель)
3

III. Организация проведения оценки индивидуального развития
3.1. Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога
за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно
образовательной деятельности с ними, совместной деятельности педагога и
воспитанника и в режимные моменты. Выявленные показатели развития
каждого ребенка фиксируются педагогом в индивидуальной карте
педагогической диагностики. На каждого воспитанника оформляется
индивидуальная карта развития. Педагогическая диагностика на группах
проводится как основным, так и подменным воспитателем.
3.2. Результаты оценки индивидуального развития ребенка вносятся в
сводные карты. Сводные карты и анализ результатов педагогической
диагностики предоставляются старшему воспитателю в распечатанном и
электронном варианте. В конце учебного года на итоговом педагогическом
совете проводится сравнительный анализ результативности образовательного
процесса и на основе анализа ставятся задачи планирования образовательной
деятельности и принятия управленческих решений на следующий учебный
год.
3.3. С результатами педагогической диагностики педагог знакомит
родителей (законных представителей) и дает письменные рекомендации под
подпись. В рекомендациях фиксируются количество дней посещения
ребенком ДОУ и пропусков за учебный год.
3.4. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка.
1.Старший воспитатель обеспечивают условия объективного проведения
оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски
субъективных оценок), консультирует педагогов, испытывающих сложности
в проведении педагогической диагностики.
2.Специалисты ДОУ проводят педагогическую диагностику (учитель-
логопед, музыкальные руководитель, инструктор по физ. культуре, педагог
дополнительно образования) своего направления развития личности
воспитанников в соответствие с реализуемой программой.
IV. Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка
4.1. Оценка индивидуального развития осуществляется через наблюдения,
беседы, анализ продуктов детской деятельности, в процессе непосредственно
организованной деятельности и другие виды детской деятельности.
4.2.Оценка
результатов
педагогической
деятельности
имеет
соответствующую градацию:
- «Достаточный уровень» ставится, когда исследуемый показатель
сформирован и соответственно наблюдается (проявляется в самостоятельной
деятельности ребенка (форма фиксации красный кружок);
4

- «Уровень, близкий к достаточному» ставится, когда тот или иной
показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво (то
проявляется, то нет, или проявляется в совместной со взрослыми
деятельности) (форма фиксации зеленый кружок). Как правило , это связано
с проявление индивидуального темпа развития отдельных детей, а вовсе не с
отставанием в развитии. Оценка «достаточный уровень» и «уровень ,
близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и не требуют
проведения
дальнейшей
специальной
диагностической
работы;
образовательная деятельность по соответствующим направления программы
должно строится в соответствие с планом;
- «недостаточный уровень» ставится, если тот или иной показатель не
проявляется в деятельности ребенка – ни в самостоятельной, ни в совместной
со взрослым, ни в условиях специально созданных ситуаций,
провоцирующих его проявление, когда воспитатель может предложить
соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.п. (форма
фиксации синий кружок). Присутствие подобных оценок может стать одним
из показателей к проведению комплексного психологического обследования,
а так же указывает на необходимость усиления индивидуальной
образовательной работы по соответствующим образовательным областям.
Результаты оценки по картам педагогической диагностики на конец
возраста интерпретируются следующим образом:
- преобладание «достаточного уровня» свидетельствует об успешном
индивидуальном развитии ребенка;
- если по каким – то направлениям преобладают оценки «близкий к
достаточному», это указывает на то, что следует усилить педагогическую
работу с ребенком в данном направлении с учетом выявленных проблем в
текущем и следующем учебном году, а также усилить взаимодействие с
семьёй и специалистами, по решению обнаруженных проблем;
- если по каким-то направлениям присутствует «недостаточный уровень» это
может быть показателем к проведению комплексного психологического
диагностического обследования.
4.3. Методологическая основа педагогической диагностики: для проведения
педагогической диагностики используется система оценки качества
образовательной работы и индивидуального развития детей к комплексной
основной
общеобразовательной
программе
«Истоки»/Нучн.
Рук.
Л.А.Парамонова; Сост. К.В.Трифонова и АООП реализуемой с ребенком
ОВЗ, и части формируемой участниками образовательных отношений « Мир
Без Опасности» И.А.Лыкова.
V. Документация
5.1. Результаты оценки индивидуального развития детей - карты
(Приложение 1.) хранятся у педагогов групп в течение 5 лет , сводные карты
5

и анализ результатов в печатном и в электронном виде хранится в
методическом кабинете в течение 5 лет.

Приложение 1.
Карта анализа диагностических данных
Обязательная часть
Направления развития(критерии)

3-4
года
(1
пол.

3-4
года
(2
пол.

4-5
лет
1
пол

4-5
лет
(2
пол.

5-6
лет
1
пол.

5-6
лет
(в)

6-7
лет
пер

6-7
лет

Социально - коммуникативное развитие
Начинает регулировать своё поведение в соответствии с
принятыми нормами, способен сдерживать ситуативные
желания при поддержке взрослого, довести начатое дело до
конца (убрать игрушки, запомнить небольшое стихотворение,
слова песни, выполнять несложные правила игры)
Прилагает волевые усилия для преодоления
трудностей(выполнить правило в подвижной игре,
перепрыгнуть через препятствие, раскрасить предложенный
рисунок и т.д.)
Проявляет интерес и доброжелательное отношение к
окружающим
Способен заметить эмоциональные состояния взрослых и
детей, проявляет сочувствие близким взрослым сверстникам
Переживает если его не принимают в игру, обижают
сверстники
Владеет элементарными навыками культурного общения:
приветливо здоровается и прощается, называет сверстника по
имени; доброжелательно обращается с просьбой,
предложением; благодарит за помощь, угощение; выражает
отказ, несогласие в приемлемой форме
Обращается по имени и отчеству к воспитателям, по именам к
детям группы (может не помнить имена некоторых детей
группы)
Самостоятелен в умывании, раздевании, одевании,
пользовании туалетом; при необходимости сам может
обратиться за помощью (застегнуть пуговицу, развязать шарф
и т.п.)
Аккуратен во время еды, умеет использовать носовой платок,
обращает внимание на испачканную одежду и т.п.
Выполняет отдельные поручения (раскладывает салфетки,
приносит цветную бумагу, карандаши, поливает комнатные
растения и др.)
Убирает на место свою одежду, игрушки, книги. Испытывает
удовольствие в процессе выполнения интересной для него и
полезной для других деятельности.
Знает, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми,
контактировать с незнакомыми животными и пр.
Принимает роль, называет ее и действует в соответствии с
принятой ролью
Вступает в ролевой диалог со взрослым и сверстником в
условной игровой ситуации, предполагающей наличие
взаимосвязанных ролей (мама - дочка, врач - пациент,
продавец - покупатель, водитель - пассажир и т.п.)
Организует несложные последовательные сюжеты,
соответствующие той или иной роли
Отображает в игре и речи знания о труде взрослых (мама

6

готовит, папа чинит машину, доктор лечит и пр.)
Начинает регулировать свое поведение на основе усвоенных
норм и правил; проявляет волевые усилия в ситуациях выбора
между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен» (выполняет
действия
самообслуживания,
несложные
поручения
взрослого).
Может сдерживать себя, свои непосредственные ситуативные
желания, например: прекратить играть, когда все собираются
на прогулку.
Выражает свои чувства в приемлемой форме («мне обидно»,
«Я рассердился, когда ты взял у меня конструктор»)
Чувствует, когда человек спокоен, сердится, волнуется,
радуется, грустить и адекватно реагирует на состояния:
сочувствует, откликается на просьбу, если взрослый или
сверстник чем - то огорчены (дети сели за столы с грязными
руками, разговаривают слишком громко - воспитатель
расстроена, ребёнок выполняет её требования; у кого - то из
детей потерялась варежка, шапка - отзываются на просьбу,
помогает найти; сверстник волнуется, если вечером мама
долго не приходит за ним в детский сад, - ребёнок утешает
его, предлагает вместе поиграть)
Ярко проявляет потребности в общении со сверстниками:
проводит с детьми своей группы значительную часть
времени, предоставленного для самостоятельных игр и
других видов деятельности; охотно участвует с совместной
деятельности (игре, рисовании, конструировании и др.)
Владеет коммуникативными умениями и навыками:
приветливо здоровается, прощается; называет сверстника по
имени; может привлечь его внимание к себе с помощью
обращений типа: «Посмотри сюда…»,
«Послушай,
пожалуйста…»; выражает отказ, не обижая сверстника;
благодарит за помощь, угощение, игрушку; просит извинится,
если нечаянно обидел; знает слова «примирения» («Давай
мириться!», «Не будем ссориться!», «Давай дружить!» и др.)
Положительно оценивает себя и свои возможности - говорит
о себе: «Я хороший!», «Я могу!»
Проявляет чувство собственного достоинства: обижается,
когда не учитывают его интересы, желания
Чувствует
доброжелательное
и
недоброжелательное
отношение к себе сверстников. Переживает, если его не
принимают в игру, задает вопрос «Почему меня не
принимают в игру?»
Соблюдает правила культурного поведения в быту: замечает
неполадки в одежде, обуви и находит сам или с помощью
взрослого способа их устранения; моет руки перед едой,
после туалета, аккуратен во время еды, умеет пользоваться
носовым платком; протирает обувь, причесывается, вытирает
ноги перед входом в детский сад.
В совместной самодеятельности игре изменяет ролевое
поведение в зависимости от особенностей ролей партнеров;
умеет найти подходящую по смыслу роль в игре со
сверстником
В конфликтных ситуациях (например, в игре) ищет
приемлемые способы решения спора («Тебе один самолет и
мне один. Договорились?» или хорошо, сначала ты, а потом я)
Проявляет доброжелательность в общении со сверстниками,
уважение к взрослым
Способен к установлению устойчивых контактов со
сверстниками (имеет друзей)
Умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в
приемлемой форме, может отстаивать свою позицию в
совместной деятельности

7

Проявляет готовность почувствовать, пожалеть, утешить,
когда сверстник чем-то расстроен, огорчен; помочь ему,
(поделиться с ним игрушками , карандашами)
Способен следовать установленным нормам, правилам,
данному слову, общей договоренности
Высказывает правильную оценку поступков героев
литературных произведений, имеет четкие представления о
том, что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сообщает кому можно (полиция, врачи) сведения о себе (
имя, адрес, телефон и т. п.), а кому-нельзя ( незнакомые и
малознакомые люди , даже если они «добрые и хорошие»)
Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать
трудности ( выполняет поручения, ищет решение задачи,
способ как лучше собрать мозаику, пазл, раскрасить рисунок)
С удовольствием выполняет задания и поручения взрослых (
помогает подметать и убирать участок, расчищать дорожки от
снега, приводить в порядок игрушки и книги)
Игры многообразны, затрагивают не только бытовую, но и
общественную тематику
Имитирует игру, договаривается в общих чертах о ее ходе с
партнерами, произнося индивидуальные желания с
содержанием общей игры и взятой на себя ролью
Выстраивает последовательный сюжет, легко вносит
изменения в него по ситуации (новый игрок, новая
проблемная ситуация)
Знает и выполняет правила поведения в природе и быту,
умеет объяснить необходимость их выполнения(«Воду
нужно экономить потому, что») и т. д.
Ориентируется в транспортных средствах своей местности,
знает основные правила поведения на улице и в
общественном транспорте
Знает некоторые дорожные знаки, обозначение пешеходного
перехода, и правила дорожного движения, следует им на
специально оборудованной площадке при передвижении на
детском автомобиле, велосипеде. Знает как правильно
обходить стоящий и едущий транспорт
Способен вступить в общение со знакомыми взрослыми
Избирательно и устойчиво взаимодействует со знакомыми
детьми (входит в разнообразные объединения детей по
интересам)
Чувствует настроение близких взрослых и сверстников
Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в
случаях затруднения
Регулирует свое поведение на основе усвоенных норм и
правил
Имеет представление о себе и своих возможностях
Имеет представление о культурных нормах поведения
Познавательное развитие
Организует игры на бытовые и сказочные сюжеты,
проигрывает сценки из наблюдаемых событий
Активно принимает игровые проблемные ситуации
(сюжетные хорды, предлагаемые сверстниками), развивает их
дальше, выстраивая в целостный сюжет
Имеет представления о некоторых правилах поведения и
стремиться их выполнять: в природе ( не рвать растения, не
ломать ветки, не бросать мусор и т.п.); в быту (закрывать
кран, когда вода не нужна, выключать свет)
Имеет представления о том, как нужно вести себя в
транспорте (нельзя бегать, шуметь, следует придумывать
сигналом о выходе, осторожно входить и выходить, не
отвлекать водителя, держать за поручни и пр.)

8

Понимает значение светофора и его цветов, имеет
представление о правилах перехода проезжей части, но при
этом знать, что переходить следует вместе со взрослым.
Проявляет интерес к объектам природы, наблюдает за ними
(на прогулке обращает внимание на птиц, растения,
насекомых, задает вопросы, в уголке природы стремится
послушать птичку, рассмотреть морскую свинку,
понаблюдать за рыбками в аквариуме и т.п.)
Путём проб и ошибок находит решение элементарных
практических задач, подражая взрослому(вставить и
повернуть ключик, чтобы завести машинку; соединить детали
для создания аппликации и т.д.)
Обобщает способы предметных, игровых действий, общения
и может их использовать в новых условиях (ложкой не только
ест, но и пересыпает сыпучие материалы, рыхлит землю;
имитирует в игре труд врача, шофёра, продавца; здоровается.
прощается не только в детском саду, но и в других ситуациях,
и др.)
Конструирует простейшие постройки, решая сюжетно игровые задачи (строит кроватки для укладывания кукол
спать, делает дорогу, чтобы по ней ездили машины, и др.)
При выполнении общей работы делает различные мелкие
детали из бумаги, пользуясь способами "разрывание",
"сминание" и "скручивание" (травку, одуванчики, листочки
разной конфигурации , облака и т.п.)
Различает пространственные направления в
непосредственной близости от себя (близко - далеко, сзади спереди и др.)
Имеет элементарные представления о контрастных частях
суток (день - ночь, утро - вечер).
Различает количественные группы предметов и определяет
словами: один-много-мало
Выстраивает или раскладывает в ряды (в возрастающем или
убывающем порядке) предметы (3 - 5) со значительной
разницей (2-3 см) в параметрах величины (длина, ширина,
высота)
Способен общаться со взрослым на темы, отражающие как
воспринимаемую ситуацию, так и выходящую за её пределы,
но опирающуюся на непосредственный опыт ребенка ("В
зоопарке мы с папой ...", "Скоро мы поедем ...")
Задает вопросы о новых вещах ("Что это?", "Зачем это?" и
пр.)
Замечает целесообразность и целенаправленность действий,
устанавливает и понимает простейшие причинно следственные связи собственных действий (если несколько
кубиков поставить друг на друга неровно, то башенка рухнет;
если не полить комнатное растение, оно засохнет; идет снег становится холодно - надо тепло одеваться; весной
пригревает солнышко - тает снег).
Различает и использует в деятельности различные
плоскостные формы (круг, полукруг, квадрат, треугольник,
овал, прямоугольник) и объёмные фигуры (куб, шар,
половина шара, кирпичик, пластина, призма, конус, цилиндр,
полуцилиндр)
Различает и называет девять цветов (красный, оранжевый,
жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, коричневый, чёрный,
белый) и их светлые и тёмные оттенки (темно - красный,
светло - жёлтый, серый и т.д.)
Различает и называет параметры величина (длина, ширина,
высота) и несколько градаций величин данных параметров
(например: самый длинный - короче - ещё короче - самый
короткий)

9

Может провести целостно - расчлененный анализ объектов:
выделить целое, затем его части, затем - детали,
соответствующие усвоенным эталонным представлениям; их
пространственное расположение и опять - объект в целом
(например: рассматривая нарисованный домик или собирая
образ из набора геометрических фигур, ребёнок, может
сказать, что домик состоит из треугольника (крыша), квадрат
(сам домик), прямоугольника (дверь) и т.п.; подобным
образом
может
анализировать
другие
несложные
изображения: светофор, грузовик и т.д.)
В практических действиях с новыми для него предметами
пытается узнавать и использовать в своей деятельности их
свойства (соединяет детали для создания постройки из
незнакомого
конструктора,
выбирает
для
поделки
подходящий по свойствам материал, демонстрирует
окружающим обнаруженный эффект и пр.)
Путём проб и ошибок находит решение новых практических
задач (смешивает краски для получения нужного цвета,
преобразовывает лист бумаги квадратной формы в
треугольник и т.д.)
Получает особое удовольствие от экспериментирования с
разными материалами, звуками, словами, в результате
которого возникает оригинальный продукт
Конструирует по образцу; преобразует конструкции по
заданию взрослого, используя различные материалы
(строительные наборы, конструкторы, бумага, природный
материал)
Пользуется
простыми
способами
конструирования
(надстраивание, пристраивание; разрывание, надрывание и
скручивание
бумаги;
«опредмечивание»
природного
материала) с целью реализации собственных замыслов
Владеет способами построения замысла и элементарного
планирования своей деятельности (приступая к деятельности
говорит: «Сначала я сделаю это, а потом это…»
Определяет
положение
предметов
в
пространстве
относительно себя (вверху - внизу, сзади - спереди и др.)
Имеет элементарные представления о частях суток и
ориентируется в последовательности названий ближайших
дней (сегодня, завтра, вчера), вспоминая, что было вчера, что
происходит сегодня и что будет завтра
Может сравнить предметы, находить в них сходство и
различие, систематизировать и группировать объекты по
разным признакам (цвету, величина, форме, фактуре
материала и назначению)
Может пересчитывать предметы и определять их количество
в пределах 5-10 шт.
Сравнивает предметы по параметрам величины (длине,
ширине, высоте); выстраивает их ряды; раскладывает
предметы (5 – 7) с небольшой (в 1 см) разницей в размере, в
возрастающем или убывающем порядке
Знает, в каком городе (посёлке) от живёт
Способен
общаться
со
взрослым,
опираясь
на
опосредованный опыт, т.е. по поводу ситуаций, в которых
лично не участвовал (по поводу прочитанного, увиденного,
услышанного)
Задает вопросы о новых вещах; в зависимости от ответа
может формулировать новые вопросы - уточнения,
рассуждать на данную тему
Классифицирует объекты природы, производя обобщения
предметов по определённым признакам (деревья, фрукты,
овощи, дикие и домашние животные и т.п.), правильно
использует обобщающие наименования

10

Устанавливает элементарные причинно - следственные
зависимости (между явлениями природы: с первым теплом
появляются растения, птицы улетают в теплые страны,
потому что осенью исчезает корм; между состоянием
объектов природы и окружающей среды: растениям нужны
воды, свет, почва; животным - вода, пища)
В игре и беседе демонстрирует знания о разных профессиях
(повар, парикмахер, водитель, капитан и пр.)
Может провести целостно-расчлененный анализ объектов
(целое - части - детали); изменяет пространственное
расположение частей сложной фигуры (осуществляя от 4-х до
8 преобразований: приставить, убрать, поменять местами,
изменит ракурс нужной фигурки) для получения нового
целостного объекта
Проявляет любознательность, стремится к освоению
нового(информации, игр, способов действий с различными
предметами)
Выстраивает предложения и самостоятельно ищет ответы на
свои вопросы с помощью пробующих действий поискового
характера, обобщает полученные результаты, использует
результаты опытов для объяснений различных
явлений(например: лужи на участке образуются там, где есть
глина)
Объединяет предметы на основе общих признаков о
обозначает их обобщающими понятиями (одежда, мебель,
посуда)
Владеет логическими операциями - анализирует , выделяет
свойства, сравнивает, устанавливает соответствие
(анализирует образцы, сравнивает музыкальные
произведения, прогнозирует возможные действия героев
книг, фильмов, варианты их завершения, а так же свои
действия по отношению к природе и др.)
При конструировании применяет разные средства , для
достижения результата (схемы, модели, рисунки , образцы, и
др.)
Пользуется обобщенными способами конструирования (
комбинаторика, изменение пространственного положения,
дополнение и убирание лишнего для получения новой
целостности) создает постройки по условиям, создаваемым
взрослым.
Определяет положение того или иного предмета не только по
отношению к себе, но и к другим предметам
Имеет элементарные представления о сохранении количества
предметов: количество не зависит от их величины, расстояние
между ними, пространственного расположения и
направления счета (например, понимает: изменение
расстояния между предметами, расположенными в два ряда,
один из которых раздвинули и сделали длиннее, не может
изменить их количество)
Имеет представление об отношении целого и части: умеет
создавать целое из частей (собирает пазлы из 20-30 частей и
боле)
Реализует целенаправленное экспериментирование
познавательного характера (например: пробует какая из 2-3
машинок проедет дальше: пробует какой из самолетиков
пролетит выше; какой из мечей прыгает выше и т.д.)
Знает свои имя, фамилию, возраст, как зовут родителей,
адрес, телефон
Узнает и называет символику своей страны («флаг России»,
«герб России», «гимн России»), проявляет интерес к
значимым общественным событиям (праздники, спортивные
события и прочее)

11

Знает и называет материал, из которого сделаны предметы
(стекло, металл, дерево, бумага и др.) и свойства этих
материалов(прозрачный, твердый, холодный, гладкий, бьется,
рвется, и др.)
Обсуждает различные события, приводя самостоятельные
аргументы (при оценке поведения сверстников, в игре
«Бывает - не бывает» и др.)
Проявляет интерес к объектам живой и неживой природы
проявляет эмоциональное, бережное отношение к ней, имеет
представление о взаимосвязях в природе (одни животные
приспособлены к жизни в озере, другие живут в лесу, на лугу,
растения и животные связаны друг с другом), о сезонных
изменениях устанавливает причинно-следственные связи
(внешний вид животного, его поведение зависят от
особенностей среды обитания)
Может назвать некоторые природные зоны (лес, степь,
пустыня)характерных для них животных и растения
Имеет представление о жизни различных людей в различных
странах, исторических событиях, мире природы, достижениях
людей и др. ( в том числе на основании опыта чтения
(слушания) художественной и познавательной литературы,
просмотр видеофильмов, фотографий и др. )
Имеет представление о труде окружающих его людей, может
назвать несколько профессий, сказать, что этот человек
делает.
В играх и драматизациях эмоционально-выразительно
проигрывает роли, связанные с изображением различных
профессий взрослых.
Имеет представление о живой и неживой природе,
рукотворном мире, своих городе и стране
Задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинноследственные связи
Раскладывает по величине 10 и более предметов одинаковой
формы
Может объединять предметы на основе общих понятий
(одежда, обувь, посуда, транспорт, и мн.др.)
Может запомнить в ситуации дидактической игры 6-7
названий предметов
Использует незаконченную фигурку как деталь сюжетной
композиции (в конструировании, рисовании, аппликации)
Может самостоятельно реализовывать собственные замыслы
в игре
Реализует замыслы в конструировании и других
продуктивных видах деятельности
Использует наглядные модели и символические средства
(планы, схемы)для познания окружающего
Представляет деятельность по образцам и правилам
Может работать в едином темпе и ритме с другими детьми в
группе
Речевое развитие
Использует речь для инициирования общения, оценки себя
("Я - хороший") , удовлетворения своих разнообразных
потребностей ("Хочу кушать", "болит живот", "Дай мяч").
Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками,
используя речь
Обладает определенным словарным запасом (знает названия
предметов быта , явлений природы, активно использует
глаголы)
Отвечает на вопросы воспитателя , делится впечатлениями из
личного опыта

12

Правильно произносит гласные , простые согласные звуки,
свистящие , шипящие (неустойчиво)
Поддерживает диалог со взрослыми, рассматривая знакомые
книги с иллюстрациями , называет героев их действия
Использует речь для инициирования общения, регулирования
собственного поведения («Я подожду», «Я посмотрю» и т.д.),
оценки своих действий («Получилось красиво»), выражения
своих желаний («Нарисую дракона», «Хочу кататься на
велосипеде»); для высказываний на темы из личного опыта
В игровом взаимодействии со сверстниками использует
ролевые высказывания и высказывания по поводу
организации игры
Может построить рассказ из нескольких простых
предложений самостоятельно или с помощью воспитателя,
описывая игрушки или сочиняя небылицы, загадки, потешки
Проявляет интерес к играм со словами, звуками, рифмой,
смыслами
Звукопроизношение в основном сложилось, однако
встречаются отдельные недостатки (замена звуков [р] на [л] и
др.)
В диалоге, в общении со взрослым и сверстниками строит
развернутые
высказывания
в
соответствии
с
грамматическими нормами родного языка, возможно с
проявлениями словотворчества
Читает стихи, совместно с воспитателем пересказывает
знакомые произведения, участвует в их драматизации,
самостоятельно разыгрывает диалоги персонажей
Инициативен в общении с педагогами, персоналом детского
сада, родителями других детей; свободно участвует в диалоге
со сверстниками и взрослыми
Поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе
взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы;
беседует на различные темы ( бытовые, общественные,
познавательные, личностные и т.д.)
Свободно владеет родным языком, высказывается простыми
распространенными предложениями; может грамматически
правильно строить сложные предложения
Может построить связный рассказ по сюжетной картине
(картинкам), по набору игрушек
Использует обобщающие слова, антонимы, синонимы,
сравнения, многозначные слова
По собственной инициативе запоминает и использует
отрывки речи ( из телепередач, книг и др.)
Имеет элементарные представления о языковой
действительности (звуке, слове, слоге, предложении)
Использует речь для планирования действий
Понимает ситуацию только на основе словесного описания по
контексту (например, рассказ другого ребенка о путешествии)
Использует свои чувства и намерения с помощью речевых и
неречевых средств, владеет формами вежливости
Стремится грамматически правильно строить высказывания
Рассказывает различные истории, пытается сочинять сказки,
проявляет интерес к игре с рифмой и словом
Проявляет интерес к книгам. Знает наизусть несколько
коротких стихотворений. Передает содержание сказок,
небольших рассказов, используя образные слова, сравнения,
метафоры, эпитеты
Правильно произносит все звуки родного языка
Умеет выделять звуки в слове
Высказывается простыми распространенными
предложениями

13

Грамматически правильно строит сложные предложения
Составляет рассказ по сюжетной картине
В диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь
внимание своими высказываниями
Использует обобщающие слова синонимы, антонимы,
сравнения
Художественно- эстетическое развитие
С удовольствием рисует, лепит, конструирует совместно со
взрослым и самостоятельно
В аппликации может составлять изображения и композиции
из двух –трех готовых элементов(цветочек, солнышко и
домик)
В лепке использует разные способы : сплющивание ,
вытягивание, соединение готовых частей
При рисовании самостоятельно выбирает цвет бумаги, рисует
карандашами, фломастерами, мелками , красками
С удовольствием поет , двигается под музыку в упражнениях
и этюдах, танцует, участвует в игре –драматизации, в
фольклорных играх
Различает звучание оркестра и отдельных музыкальных
инструментов (фортепиано ,скрипка, гармонь, балалайка)
Ярко проявляет эмоции при слушании литературных
произведений , высказывает простейшие оценочные суждения
делится впечатлениями при рассматривании иллюстрации
В рисовании создаёт образцы знакомых предметов, передает
их характерные признаки (цвет, форму, величину); стремится
к выразительности образов, проявляя собственное их видение
Создает многофигурные композиции пейзажного и
сказочного характера
В лепке создаёт образы персонажей, передает их настроение
Расписывает вылепленные из глины игрушки
В аппликации самостоятельно составляет предметные,
сюжетные и декоративные композиции из вырезанных форм
Сочетает различные техники изобразительной деятельности
(живопись,
графика,
пластика)
при
создании
индивидуального замысла
Воспроизводит в движениях характер музыки, творчески
решает музыкально - двигательные задачи в сюжетных
этюдах и танцах; выразительно и музыкально исполняет
несложные песни; легко справляется с простыми ролевыми
задачами и следит за развитием сюжета в музыкальной
выразительности (темп, динамику, тембр)
Эмоционально воспринимает поэтический и прозаический
художественный текст (радуется, огорчается, сопереживает,
сочувствует
персонажам
сказки,
рассказа);
может
импровизировать на основе литературных произведений
Знаком с литературными произведениями различной
тематики, испытывает симпатию к положительным героям и
их действиям. Выражает негативное отношение к
отрицательным героям. Называет некоторые качества
персонажей (добрый, смелый, злой, трусливый)
Использует выразительные средства (цвет, форма,
композиция, ритм и др.) в создании рисунка
Создает оригинальные рисунки (не повторяющие рисунки
других), в которых отражает самые разнообразные сюжеты (
бытовые, сказочные , приключенческие)
Создает работы из разных материалов по собственному
замыслу, используя различные техники
Знаком с некоторыми картинами известных художников
(репродукции)

14

Понимает особенности персонажей музыкальной игрыдраматизации, находит для их воплощения выразительные
пантомимические, мимические и интонационные
характеристики
Старается петь выразительно, музыкально, интонационно
чисто
С удовольствием слушает музыку разных жанров, узнает и
называет любимые музыкальные произведения, участвует в
разговоре о музыке в форме диалога со взрослым
Знаком с литературными произведениями (называет 5 и более
произведений)
Может сочинить сказку
Создает индивидуальные художественные образы
адекватными выразительными средствами (цвет, композиция,
форма и т. д.)в разных видах изобразительной деятельности
Эмоционально воспринимает музыку; правильно определяет
ее настроение, слышит яркие средства музыкальной
выразительности, динамику развития музыкального образа;
может рассказать о возможном содержании пъессы
Физическое развитие
Прыгает в длину с места на 40 см и более
Может влезть по гимнастической стенке на 4-5 перекладин
удобным способом и спускаться обратно
Метает мяч на дальность правой и левой рукой(расстояние 2м
и более)
Пробегает 10 м с хода за 3,5 с и быстрее
Может бегать непрерывно в течение 1 мин
Удерживает равнение при ходьбе в колонне , по кругу,
парами
Подбрасывает мяч и ловит его двумя руками; ловит мяч
после удара его об пол(2-3 раза подряд)
Прыгает через линии , невысокие предметы
Проявляет интерес к коллективным формам организации
двигательной активности
Использует приобретенные двигательные навыки в
самостоятельной деятельности
Прыгает в длину с места не менее 70 см
Пробегает 30 м со старта за 8,5 с и быстрее
Может пробежать по пересеченной местности в медленном
темпе 200 - 240 м
Бросает набивной мяч (0,5кг), стоя из - за головы на 1 м
Ходит свободно, держась прямо, не опуская головы
Уверенно ходит по бревну (гимнастической скамейке),
удерживая равновесие
Умеет лазать по гимнастической стенке вверх и вниз
приставным и чередующимся шагами
Бросает мяч вдаль удобной рукой на 5м и дальше
Активен, с интересом участвует в подвижных играх
Характеризуется адаптивным поведением, обладает
эмоционально- волевыми качествами
Хорошо владеет своим телом, сохраняя правильную осанку
Может бежать непрерывно в медленном темпе 2 минуты
Пробегает 3*10 м (челночный бег) быстрее 11.2с
Прыгает в длину с места на 80 см и более
Бросает мяч на дальность удобной рукой на 5 м и более
Умеет прыгать через короткую скакалку, вращая ее вперед на
двух ногах.
С удовольствием участвует в подвижных и спортивных играх;
спортивных праздниках и соревнованиях
Охотно осуществляет оздоровительно-закаливающие

15

процедуры
Группа
здоровья______________________________________________
Соответствие антропометрических показателей возрастной
норме
Проявление эмоциональных состояний в движении
Признаки психомоторного благополучия преобладают над
признаками психомоторного неблагополучия
Развитие движений
Перекладывание двумя пальцами по одному предмету из
группы мелких вещей (бусинок, спичек) в коробку
Сохранение статическогоравновесия стоя на линии
Бег с преодолением препятствий
Подбрасывание и ловля мяча
Прыжок в длину с места
Часть формируемая участниками образовательных отношений
Направления развития(критерии)
3- 3-4
4- 4-5
4
год 5
лет
го а
ле (2
да ( 2
т
пол.
(1 пол
1
по .
по
л.
л
имеет элементарные представления о ценности здоровья, о
необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной
жизни и старается следовать им в своей деятельности;
правильно пользуется предметами личной гигиены (мыло,
расческа, полотенце, носовой платок), совершает процессы
умывания и мытья рук при незначительной помощи
взрослого;
пытается самостоятельно раздеваться и одеваться, следит за
своим внешним видом, владеет простейшими навыками
поведения во время еды;
понимает, как нужно вести себя в опасных ситуациях
(держаться за перила лестницы при спуске и подъеме, не
просовывать пальцы в дверные проемы и т.п.) и при
напоминании выполняет эти правила;
старается выполнять общепринятые правила поведения в
детском саду, отрицательно реагирует на явное нарушение
правил; пытается управлять своим поведением: соотносит
свои действия с правилами игры;
бережно относится к природе (не топчет растения, не ломает
ветки, не пытается раздавить жуков, поймать бабочку, а
стремится их рассмотреть на небольшом расстоянии,
понаблюдать за ними, полюбоваться); проявляет желание
заботиться об объектах живой природы (животных, птицах
зимой).
имеет начальные представления о здоровом образе жизни
(может ответить на вопрос, что нужно, чтобы быть здоровым,
назвав некоторые из правил: делать зарядку, заниматься
физкультурой, есть полезную еду, посещать врача, закаляться
и т.п.).
при напоминании следует элементарным правилам
сохранения своего здоровья и здоровья других детей;
понимает, какие предметы и ситуации могут быть опасны, и
проявляет осторожность в обращении с ними;
знает, что нужно предупредить взрослого в случае травмы
или
недомогания;
может
охарактеризовать
свое
самочувствие (болит голова, болит живот, тошнит);
выполняет основные гигиенические процедуры (моет

5-6
лет
1
пол.

5-6
лет
(в)

6-7
лет
пер

6-7
лет

16

руки после прогулки, перед едой, пользуется салфеткой,
носовым платком, обращает внимание на неопрятность в
одежде), часть из них — самостоятельно и без
напоминаний со стороны взрослых;
обнаруживает достаточный уровень развития физических
качеств и основных движений, соответствующий возрастнополовым нормативам
проявляет стремление к общению со сверстниками,
пытается выстраивать взаимодействие (пока с разной
степенью успешности);
проявляет доброжелательность по отношению к сверстникам
и взрослым; адекватно реагирует на радостные и печальные
события в ближайшем социуме;
старается соотносить свои поступки с общепринятыми
правилами, делает замечания сверстнику и взрослому при
нарушении правил;
умеет устанавливать простейшие причинно-следственные
связи (когда на улице мороз, вода в луже замерзает, а когда
тепло – лед тает; осенью птицы улетают в теплые края
потому, что им нечем питаться; растению для жизни нужны
свет, вода, земля и т.п.);
бережно относится к животным и растениям, проявляет
желание помочь птицам зимой, покормить животное в уголке
природы детского сада, полить растение;
знает некоторые правила поведения в природе, старается не
топтать растения; знает, что не нужно рвать и пробовать на
вкус незнакомые растения, начинает осознавать, что от его
действий могут зависеть другие живые существа,
приобретает самые первые навыки по уходу за растениями,
обращает внимание на то, что нужно вовремя закрывать кран
с водой, не бросает мусор на землю и т.п.
знает и соблюдает общепринятые нормы и правила
поведения (дома, в детском саду, в общественных местах, на
улице, в природе); знает и старается соблюдать основные
правила личной безопасности;
имеет представления о здоровом образе жизни, может
ответить на вопрос, что нужно, чтобы быть здоровым (делать
зарядку, заниматься физкультурой, есть полезную еду,
посещать врача, закаляться и т.п.); начинает понимать
ценность жизни и здоровья;
самостоятельно и правильно выполняет основные
гигиенические процедуры (моет руки после прогулки, перед
едой, пользуется салфеткой, носовым платком, старается
быть опрятным и аккуратным), самостоятельно одевается и
раздевается, имеет представление о том, как связаны гигиена
и здоровье человека
осторожен, осмотрителен с новыми вещами, знает, что
сначала нужно узнать о них, а затем уже начинать
пользоваться;
умеет привлечь внимание взрослого в случае болезни,
травмы или недомогания; может охарактеризовать свое
самочувствие
может оценить в соответствии с общепринятыми правилами
свои поступки и по- ступки окружающих людей (детей и
взрослых),
отрицательно
относится
к
нарушению
общепринятых норм и правил поведения;
чувствует
переживания
близких
людей,
понимает
эмоциональное
состояние
окружающих,
проявляет
сочувствие и готовность помочь;
умеет договариваться со сверстниками, обмениваться
предметами, распределять действия при сотрудничестве,
роли в игре, стремится конструктивно и комфортно (с

17

помощью речи) решать спорные ситуации;
умеет объяснять простейшие причинно-следственные связи,
пытается рассуждать о последствиях при изменении тех или
иных условий;
проявляет любознательность, познавательную активность,
которая выражается в совершении множества пробных
действий, интересе к экспериментированию, в вопросах:
«Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?»;
стремится
самостоятельно
преодолевать
ситуации
затруднения, сохраняя позитивный настрой; знает и пытается
использовать различные способы преодоления затруднения;
обнаруживает достаточный уровень развития физических
качеств и основных движений, соответствующий возрастнополовым нормативам;
бережно относится к животным и растениям, проявляет
желание участвовать в природоохранной деятельности
(помочь птицам зимой, посадить растения, полить растение,
покормить животное и т.п.), во время прогулок на
территории детского сада любуется цветами, бабочками,
первыми листочками и т.п., умеет слышать звуки природы;
применяет на практике некоторые навыки экологически
безопасного поведения и ресурсосбережения, знает о
существовании опасных (ядовитых) растений, животных,
грибов.
имеет представления о разных видах безопасности:
витальной (жизни и здоровья человека), социальной,
экологической, дорожной, пожарной, информационной;
получил начальные представления о безопасности
личности, общества и государства; имеет первичные
представления
об
обществе,
о
государстве
и
принадлежности к нему.
способен управлять своим поведением и планировать свои
действия на основе первичных ценностных представлений,
соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила
поведения;
старается вести себя дома, в детском саду, в общественных
местах, на улице, в при- роде, во время прогулок и
путешествий в соответствии с элементарными
общепринятыми нормами и правилами, а не с
сиюминутными желаниями и потребностями;
активно общается со сверстниками и взрослыми; может
оценить свои и чужие поступки в соответствии с первичными
ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, а
что такое плохо», обращая внимание также на мотивы и
намерения, а не только на последствия и результаты
действий;
может осуществлять первичную общую самооценку на
основе требований (критериев), предъявляемых взрослым к
поведению или к результатам деятельности;
может рассуждать о безопасности жизни и здоровья, о
здоровом образе жизни (о некоторых особенностях строения
и функционирования организма человека, о важности
соблюдения режима дня, о рациональном питании, о
значении двигательной активности, о полезных и вредных
привычках и др.); о поведении во время болезни;
самостоятельно
выполняет
доступные
возрасту
гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила
здорового образа жизни; владеет основными культурногигиеническими навыками (быстро и правильно умывается,
чистит зубы, поласкает рот после еды, моет уши,
причесывается, правильно пользуется носовым платком,
следит за своим внешним видом, самостоятельно одевается и

18

раздевается, следит за чистотой одежды и обуви и т.п.);
выполняет правила культуры еды;
обнаруживает достаточный уровень развития физических
качеств и основных движений, соответствующий возрастнополовым нормативам;
понимает, как нужно вести себя в опасных ситуациях, и при
напоминании выполняет эти правила;
знаком со способами обращения за помощью в опасных
ситуациях, знает номер телефона вызова экстренной помощи;
умеет привлечь внимание взрослого в случае травмы или
недомогания; оказывает элементарную помощь себе и
другому;
интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в
природе, мире предметов и вещей, мире отношений и своем
внутреннем мире); активно участвует в «открытии» новых
знаний; испытывает положительные эмоции при «открытии»
новых знаний; знает различные средства получения
информации (в т.ч. Интернет, телевидение и т.п.), пытается
их использовать;
способен самостоятельно действовать (в различных видах
детской деятельности, в повседневной жизни); стремится
самостоятельно преодолевать ситуации затруднения разными
способами;
откликается на эмоции близких людей и друзей, понимает
эмоциональные
состояния
окружающих,
проявляет
сочувствие, готовность помочь окружающим; адекватно
использует вербальные и невербальные средства общения;
способен изменять стиль общения со взрослым или
сверстником в зависимости от ситуации;
имеет представления о разных объектах неживой и живой
природы и их взаимозависимости, может привести отдельные
примеры приспособления животных и растений к среде
обитания, может объяснить, почему нужно охранять растения
и животных, проявляет к ним бережное отношение; понимает
и может объяснить зависимость состояния окружающей
среды от действий человека и от его личных действий
(например, проблема мусора), знает о зависимости здоровья
человека от состояния окружающей среды.
Карта результатов детей дошкольного возраста с ТНР
Направления развития(критерии)

3-4
года
(1
пол.

3-4
года
(2
пол.

4-5
лет
1
пол

4-5
лет
(2
пол.

5-6
лет
1
пол.

5-6
лет
(в)

6-7
лет
пер

6-7
лет

Речевое развитие
– способен к устойчивому эмоциональному контакту со
взрослым и сверстниками;
–
проявляет
речевую
активность,
способность
взаимодействовать с окружающими, желание общаться с
помощью слова, стремится к расширению понимания речи
– понимает названия предметов, действий, признаков,
встречающихся в повседневной речи
пополняет активный словарный запас с последующим
включением его в простые фразы
понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные
различными по степени сложности синтаксическими
конструкциями;
– различает лексические значения слов и грамматических
форм слова;
называет действия, предметы, изображенные на картинке,

19

выполненные персонажами сказок или другими объектами;
участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы
после прочтения сказки, используя слова, простые
предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут
добавляться жестами);
рассказывает двустишья
использует слова, простые предложения, состоящие из двухтрех слов, которые могут сопровождаться жестами;
произносит простые по артикуляции звуки
воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов,
состоящих из открытых, закрытых слогов;
понимает и употребляет слова, обозначающие названия
предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;
использует слова в соответствии с коммуникативной
ситуацией
– различает разные формы слов (словообразовательные
модели и грамматические формы);
использует в речи сложносочиненные предложения с
сочинительными союзами;
пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку,
рассказ, с помощью взрослого рассказывает по картинке
составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью
взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного
опыта
– владеет простыми формами фонематического анализа
использует различные виды интонационных конструкций;
– в речи употребляет все части речи, кроме причастий и
деепричастий, проявляет словотворчество;
– сочиняет небольшую сказку или историю по теме,
рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по
содержанию литературных произведений (с помощью
взрослого и самостоятельно);
обладает сформированной мотивацией к школьному
обучению;
усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах
и явлениях окружающего мира
–
употребляет
слова,
обозначающие
личностные
характеристики, многозначные
умеет подбирать слова с противоположным и сходным
значением
правильно употребляет основные грамматические формы
слова
составляет различные виды описательных рассказов
(описание, повествование, с элементами рассуждения) с
соблюдением цельности и связности высказывания,
составляет творческие рассказы;
владеет простыми формами фонематического анализа,
способен осуществлять сложные формы фонематического
анализа (с постепенным переводом речевых умений во
внутренний план), осуществляет операции фонематического
синтеза
осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой
анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми
слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
– правильно произносит звуки (в соответствии с
онтогенезом)
пересказывает литературные произведения, составляет
рассказ по иллюстративному материалу (картинкам,
картинам, фотографиям), содержание которых отражает
эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт
детей;

20

составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии
сюжетных картинок, используя графические схемы,
наглядные опоры
– составляет с помощью взрослого небольшие сообщения,
рассказы из личного опыта;
владеет предпосылками овладения грамотой;
Социально – коммуникативное развитие
выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный
характер, участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двухтрех действий (воображаемую ситуацию удерживает
взрослый
соблюдает в игре элементарные правила;
осуществляет перенос, сформированных ранее игровых
действий в различные игры;
проявляет интерес к действиям других детей, может им
подражать
замечает
несоответствие
поведения
других
детей
требованиям взрослого
выражает интерес и проявляет внимание к различным
эмоциональным состояниям человека
выполняет
взаимосвязанные
ролевые
действия,
изображающие социальные функции людей, понимает и
называет свою роль;
использует в ходе игры различные натуральные предметы, их
модели, предметызаместители;
передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх
различные виды социальных отношений;
– стремится к самостоятельности, проявляет относительную
независимость от взрослого
проявляет доброжелательное отношение к детям, взрослым,
оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за
помощь;
владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со
взрослыми, элементарными коммуникативными умениями,
взаимодействует
с
окружающими
взрослыми
и
сверстниками, используя речевые и неречевые средства
общения;
– владеет основными видами продуктивной деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;
выбирает род занятий, участников по совместной
деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с
детьми
– участвует в коллективном создании замысла в игре и на
занятиях;
передает как можно более точное сообщение другому,
проявляя внимание к собеседнику
– регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными
нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в
процессе
игры,
соблюдая
отношения партнерства,
взаимопомощи, взаимной поддержки;
– отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками
и взрослыми, стремится к самостоятельности, проявляет
относительную независимость от взрослого
Познавательное развитие
– показывает по словесной инструкции и может назвать двачетыре основных цвета и две-три формы
выбирает из трех предметов разной величины «самый
большой» («самый маленький»);
– усваивает сведения о мире людей и рукотворных

21

материалах;
считает с соблюдением принципа «один к одному» (в
доступных пределах счета);
– знает реальные явления и их изображения: контрастные
времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);
– проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с
помощью взрослого) деятельность для достижения какойлибо (конкретной) цели
– занимается различными видами детской деятельности, не
отвлекаясь, в течение некоторого времени (не менее 15 мин.);
устанавливает
причинно-следственные
связи
между
условиями жизни,
внешними
и
функциональными
свойствами в животном и растительном мире на основе
наблюдений и практического экспериментирования;
осуществляет «пошаговое» планирование с последующим
словесным отчетом о последовательности действий сначала с
помощью взрослого, а затем самостоятельно;
имеет представления о времени на основе наиболее
характерных признаков (по наблюдениям в природе, по
изображениям на картинках); узнает и называет реальные
явления и их изображения: времена года и части суток;
– использует схему для ориентировки в пространстве
может самостоятельно получать новую информацию (задает
вопросы, экспериментирует);
использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий,
наблюдений, знакомства с художественной литературой,
картинным
материалом,
народным
творчеством,
историческими сведениями, мультфильмами и т. п.
использует в процессе продуктивной деятельности все виды
словесной регуляции: словесного отчета, словесного
сопровождения и словесного планирования деятельности;
устанавливает
причинно-следственные
связи
между
условиями жизни,
внешними
и
функциональными
свойствами в животном и растительном мире на основе
наблюдений и практического экспериментирования;
определяет пространственное расположение предметов
относительно себя, геометрические фигуры
владеет элементарными математическими представлениями:
количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9, соотносит
их
с
количеством
предметов;
решает
простые
арифметические задачи устно, используя при необходимости
в качестве счетного материала символические изображения;
– определяет времена года, части суток;
– самостоятельно получает новую информацию (задает
вопросы, экспериментирует);
Художественно-эстетическое развитие
эмоционально положительно относится ко всем видам
детской деятельности, ее процессу и результатам;
владеет
некоторыми
операционально-техническими
сторонами изобразительной деятельности, пользуется
карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками;
планирует основные этапы предстоящей работы с помощью
взрослого;
с помощью взрослого и самостоятельно выполняет
ритмические движения с музыкальным сопровождением
изображает предметы с деталями, появляются элементы
сюжета, композиции;
положительно эмоционально относится к изобразительной
деятельности, ее процессу и результатам, знает материалы и
средства, используемые в процессе изобразительной
деятельности, их свойства;

22

знает основные цвета и их оттенки;
– сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения
коллективных работ
внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует
выразительные средства музыки, проявляя желание
самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
стремится к использованию различных средств и материалов
в процессе изобразительной деятельности;
имеет элементарные представления о видах искусства,
понимает доступные произведения искусства (картины,
иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка),
воспринимает
музыку,
художественную
литературу,
фольклор
проявляет интерес к произведениям народной, классической
и современной музыки, к музыкальным инструментам;
– сопереживает персонажам художественных произведений
Физическое развитие
осваивает различные виды движения (бег, лазанье,
перешагивание и пр.)
обладает
навыками
элементарной
ориентировки
в
пространстве, (движение по сенсорным дорожкам и
коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне и т.
п.)
действует в соответствии с инструкцией
выполняет по образцу, а затем самостоятельно простейшие
построения и перестроения, физические упражнения в
соответствии с указаниями инструктора по физической
культуре (воспитателя)
стремится принимать активное участие в подвижных играх
– выполняет орудийные действия с предметами бытового
назначения с незначительной помощью взрослого
- с незначительной помощью взрослого стремится
поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет
основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь
на образец и словесные просьбы взрослого
– выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов
выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в
заданном темпе;
описывает по вопросам взрослого свое самочувствие, может
привлечь его внимание в случае плохого самочувствия, боли
и т. п.
самостоятельно умывается, следит за своим внешним видом,
соблюдает культуру поведения за столом, одевается и
раздевается, ухаживает за вещами личного пользования.
– выполняет основные виды движений и упражнения по
словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а
также разноименные и разнонаправленные движения
осуществляет элементарное двигательное и словесное
планирование действий в ходе спортивных упражнений
знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с
элементами спорта;
владеет элементарными нормами и правилами здорового
образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании,
при формировании полезных привычек и др.).
Карта результатов детей дошкольного возраста с ЗПР
Карта результатов детей дошкольного возраста

23

Направления развития(критерии)

К 3г.

К3
годам

К5
годам

К3
годам
1
полуго
дие

К3
годам
2
полуго
дие

5
лет
1
пол.

5лет
(втор
ое
полуг
одие)

7 -8лет
первое
пол

78лет
(втор
ое
полуг
одие

Речевое развитие
активно реагирует на простую и 2-3-х-звенную
словесную инструкцию взрослого, связанную с
конкретной ситуацией
активно реагирует на простую и 2-3-х-звенную
словесную инструкцию взрослого, связанную с
конкретной ситуацией
Понимает названия предметов обихода, игрушек,
частей тела человека и животных, глаголов
единственного числа настоящего времени и
повелительного
наклонения,
прилагательных,
обозначающих некоторые свойства предметов
Понимает некоторые грамматические формы слов
(родительный и дательный падеж существительных,
простые предложные конструкции)
Активно
употребляет
существительные
(допускаются искажения звуко-слоговой структуры и
звуконаполняемости, искажения, замены и пропуски
звуков), обозначающие предметы обихода, игрушки,
части тела человека и животных, некоторые явления
(ночь, солнышко, дождь, снег)
Включается в диалог — отвечает на вопросы
взрослого, пользуется элементарной фразовой речью
(допускаются
искажения
фонетические
и
грамматические,
использование
дополняющих
паралингвистических средств)
Стремится повторять за взрослым предложения из 2х-3-х слов, двустишия.
Речевое сопровождение включается в предметнопрактическую деятельность
Второй вариант
коммуникативная активность снижена, но по
инициативе взрослого включается в сотрудничество
использует мимику, жесты, интонации, но они
недостаточно выразительны
редко обращается с просьбой, включается в диалог
в совместную деятельность с другими детьми по
своей инициативе не включается
ребенок понимает обращенную речь, ориентируется
в ситуации, но выполняет только несложные
инструкции
активный словарь ограничен
выражены недостатки слоговой структуры слова и
звуконаполняемости;
пытается объединять слова во фразы, но
затрудняется в словоизменении;
Понимает и выполняет словесную инструкцию
взрослого из нескольких звеньев. Различает на слух
речевые и неречевые звучания, узнает знакомых
людей и детей по голосу, дифференцирует шумы
Понимает названия предметов обихода, игрушек,
частей тела человека и животных, глаголов,
обозначающих движения, действия, эмоциональные
состояния человека, прилагательных, обозначающих

24

7-8

К3
годам

некоторые свойства предметов.
Понимает многие грамматические формы слов
(косвенные падежи существительных, простые
предложные конструкции, некоторые приставочные
глаголы).
Проявляет
речевую
активность,
употребляет
существительные, обозначающие предметы обихода,
игрушки, части тела человека и животных,
некоторые явления природы.
Называет действия, предметы, изображенные на
картинке, персонажей сказок.
Отражает в речи элементарные сведения о мире
людей, природе, об окружающих предметах
Отвечает на вопросы после прочтения сказки или
просмотра мультфильма с помощью не только
отдельных слов, но и простых распространенных
предложений несложных моделей, дополняя их
жестами
Речевое сопровождение включается в предметнопрактическую деятельность.
Повторяет двустишья и простые потешки
Произносит простые по артикуляции звуки, легко
воспроизводит звуко-слоговую структуру двухтрехсложных слов, состоящих из открытых,
закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.
стремится к речевому общению; участвует в диалоге
обладает
значительно
возросшим
объемом
понимания
речи
и
звукопроизносительными
возможностями;
осваивает
основные
лексико-грамматические
средства языка; употребляет все части речи,
усваивает значения новых слов на основе знаний о
предметах и явлениях окружающего мира;
обобщающие понятия в соответствии с возрастными
возможностями; проявляет словотворчество
умеет
строить
простые
распространенные
предложения разных моделей
может строить монологические высказывания,
которые приобретают большую цельность и
связность: составлять рассказы по серии сюжетных
картинок или по сюжетной картинке, на основе
примеров из личного опыта
умеет анализировать и моделировать звуко-слоговой
состав слова и состав предложения
владеет языковыми операциями, обеспечивающими
овладение грамотой
знаком с произведениями детской литературы,
проявляет к ним интерес; знает и умеет
пересказывать сказки, рассказывать стихи
Социально-коммуникативное развитие
Ребенок адаптируется в условиях группы
Готов к положительным эмоциональным контактам
со взрослыми и сверстниками.
Стремится к общению со взрослыми, подражает
движениям и действиям, жестам и мимике
Сотрудничает со взрослым в предметнопрактической
и игровой деятельности
Проявляет интерес к сверстникам, наблюдая за их
действиями, подражает им, стремится к совместному
участию в подвижных играх, в действиях с

25

К5
годам

7-8

игрушками.
Начинает проявлять самостоятельность в некоторых
бытовых и игровых действиях, стремится к
результату в своих действиях
Осваивает простейшие культурногигиенические
навыки и навыки самообслуживания
Второй вариант
использует
предметы
по
назначению,
но
самостоятельные бытовые действия технически
несовершенны: плохо пользуется ложкой, редко
пытается надеть предметы одежды, чаще ждет
помощи взрослого
осваивает действия с предметами: поворачивает
ручку двери, нажимает на кнопку звонка, на
выключатель, листает страницы книги; нанизывает
кольца на пирамидку, но делает это неловко, часто
без учета величины; вкладывает в отверстия
вкладыши, используя многочисленные практические
пробы и примеривание, однако эти действия
недостаточно продуктивны и результативны
Ребенок адаптируется в условиях группы
Взаимодействует со взрослыми в быту и в различных
видах деятельности.
Стремится к общению со сверстниками в быту и в
игре под руководством взрослого
Эмоциональные
контакты
с
взрослыми
и
сверстниками становятся более устойчивыми
Сам вступает в общение, использует вербальные
средства
В
игре
соблюдает
элементарные
правила,
осуществляет перенос сформированных ранее
игровых действий в самостоятельные игры,
выполняет ролевые действия, носящие условный
характер, участвует в разыгрывании сюжета цепочки
действий, способен к созданию элементарного
замысла
игры,
активно
включается,
если
воображаемую ситуацию создает взрослый
Замечает несоответствие поведения других детей
требованиям взрослого
Выражает интерес и проявляет внимание к
различным эмоциональным состояниям человека
Осваивает культурно-гигиенические навыки и
навыки
самообслуживания,
соответствующие
возрастным возможностям, ориентируясь на образец
и словесные просьбы, стремится поддерживать
опрятность во внешнем виде с незначительной
помощью взрослого
Использует предметы домашнего обихода, личной
гигиены, действует с ними с незначительной
помощью взрослого
стремится к речевому общению; участвует в диалоге
обладает
значительно
возросшим
объемом
понимания
речи
и
звукопроизносительными
возможностями;
осваивает
основные
лексико-грамматические
средства языка; употребляет все части речи,
усваивает значения новых слов на основе знаний о
предметах и явлениях окружающего мира;
обобщающие понятия в соответствии с возрастными
возможностями; проявляет словотворчество

26

К3
годам

К5
годам

умеет
строить
простые
распространенные
предложения разных моделей
может строить монологические высказывания,
которые приобретают большую цельность и
связность: составлять рассказы по серии сюжетных
картинок или по сюжетной картинке, на основе
примеров из личного опыта
умеет анализировать и моделировать звуко-слоговой
состав слова и состав предложения
владеет языковыми операциями, обеспечивающими
овладение грамотой
знаком с произведениями детской литературы,
проявляет к ним интерес; знает и умеет
пересказывать сказки, рассказывать стихи
проявляет интерес к обучению в школе, готовится
стать учеником
Познавательное развитие
Проявляет интерес к окружающим предметам,
активно действует с ними, исследует их свойства.
Выполняет орудийные действия - использует
бытовые предметы с учетом их функций, может
использовать предметы в качестве орудий в
проблемных ситуациях
Овладевает поисковыми способами в предметной
деятельности
практическими
пробами
и
примериванием
(вкладыши
предметные
и
геометрические фигуры, «Почтовый ящик» - 4
основных формы и т. п.), величине (ориентируясь на
недифференцированные параметры: большой маленький)
идентифицирует цвет предмета с цветом образцаэталона, знает и называет два-четыре цвета.
Ориентируется в количестве (один - много)
Действия со знакомыми предметами может
выполнять на основе зрительного соотнесения.
Второй вариант
осваивает предметно-игровые действия – по
подражанию и с помощью взрослого сооружает из
кубиков постройку, катает машинку, кормит куклу,
но самостоятельно чаще ограничивается простыми
манипуляциями с предметами, быстро теряет к ним
интерес;
интерес к окружающим предметам и явлениям
снижен, требуется стимуляция со стороны взрослого
действуя практическим способом, соотносит 2-3
предмета по цвету, форме, величине; узнает,
показывает и называет изображения знакомых
игрушек и предметов на картинках, при этом часто
требуется помощь взрослого
методом проб и ошибок пытается найти решение
наглядно-практической задачи, но затрудняется
действовать по зрительному соотнесению
Может заниматься интересным для него делом, не
отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут.
Показывает по словесной инструкции и может
назвать до пяти основных цветов и две-три
плоскостных геометрических фигуры, а также шар и
куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора.
Путем практических действий и на основе
зрительного соотнесения сравнивает предметы по
величине, выбирает из трех предметов разной

27

7-8

К3
годам

величины «самый большой» («самый маленький»),
выстраивает сериационный ряд, строит матрешек по
росту
На основе не только практической, но и зрительной
ориентировки в свойствах предметов подбирает
предметы по форме («Доска Сегена», «Почтовый
ящик» и т. п.), величине, идентифицирует цвет
предмета с цветом образца-эталона, называет цвета
спектра, геометрические фигуры (круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник, овал)
Усваивает элементарные сведения о мире людей,
природе, об окружающих предметах, складывается
первичная картина мира.
Узнает реальные явления и их изображения:
контрастные времена года (лето и зима) и части
суток (день и ночь)
Различает понятия «много», «один», «по одному»,
«ни одного», устанавливает равенство групп
предметов путем добавления одного предмета к
меньшему количеству или убавления одного
предмета из большей группы.
Учится считать до 5 (на основе наглядности),
называет итоговое число, осваивает порядковый
счет.
Ориентируется в телесном пространстве, называет
части тела: правую и левую руку; направления
пространства «от себя»;
понимает и употребляет некоторые предлоги,
обозначающие
пространственные
отношения
предметов: на, в, из, под, над.
Определяет части суток, связывая их с режимными
моментами, но иногда ошибается, не называет утровечер.
повышается уровень познавательной активности и
мотивационных компонентов деятельности; задает
вопросы, проявляет интерес к предметам и
явлениями окружающего мира
улучшаются показатели развития внимания (объема,
устойчивости, переключения и др.), произвольной
регуляции поведения и деятельности
возрастает
продуктивность
слухоречевой
и
зрительной памяти, объем и прочность запоминания
словесной и наглядной информации;
осваивает элементарные логические операции не
только на уровне наглядного мышления, но и в
словесно-логическом плане (на уровне конкретнопонятийного
мышления);
может
выделять
существенные признаки, с помощью взрослого
строит простейшие умозаключения и обобщения;
осваивает приемы замещения и наглядного
моделирования в игре, продуктивной деятельности
у
ребенка
сформированы
элементарные
пространственные
(в
том
числе
квазипространственные)
представления
и
ориентировка во времени;
ребенок осваивает количественный и порядковый
счет в пределах десятка, обратный счет, состав числа
из единиц; соотносит цифру и число, решает простые
задачи с опорой на наглядность.
Художественно-эстетическое развитие
Эмоционально реагирует на музыку

28

К5
годам

К7-8
годам

К5
годам

Воспроизводит темп в движениях под музыку,
простейшие «повторные» ритмы.
Проявляет интерес к изобразительным средствам
. Осваивает элементарные изобразительные навыки
(точки, дугообразные линии).
Может сосредоточиться и слушать стихи, песни,
короткие сказки, эмоционально на них реагировать.
Рассматривает картинки, проявляет интерес к
красочным иллюстрациям.
Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах
деятельности (лепке, аппликации, изобразительной
деятельности,
Рассматривает картинки, предпочитает красочные
иллюстрации.
Проявляет интерес к изобразительной деятельности,
эмоционально положительно относится к ее
процессу и результатам
Осваивает изобразительные навыки, пользуется
карандашами, фломастерами, кистью, мелками.
Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах
деятельности (лепке, аппликации, изобразительной
деятельности, конструировании др.).
Появляется элементарный предметный рисунок
ребенок осваивает основные культурные способы
художественной
деятельности,
проявляет
инициативу и самостоятельность в разных ее видах
у ребенка развит интерес и основные умения в
изобразительной деятельности (рисование, лепка,
аппликация); в конструировании из разного
материала (включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал)
использует в продуктивной деятельности знания,
полученные в ходе экскурсий, наблюдений,
знакомства
с
художественной
литературой,
картинным материалом, народным творчеством.
Музыкальное развитие
Может сосредоточиться и слушать стихи, песни,
мелодии, эмоционально на них реагирует.
Воспроизводит темп и акценты в движениях под
музыку
Прислушивается к окружающим звукам, узнает и
различает
голоса
детей,
звуки
различных
музыкальных инструментов.
С помощью взрослого и самостоятельно выполняет
музыкально-ритмические движения и действия на
шумовых музыкальных инструментах
Подпевает при хоровом исполнении песен

7-8

К3
годам

способен эмоционально реагировать на музыкальные
произведения; знаком с основными культурными
способами и видами музыкальной деятельности;
способен выбирать себе род музыкальных занятий,
адекватно проявляет свои чувства в процессе
коллективной
музыкальной
деятельности
и
сотворчества
проявляет творческую активность и способность к
созданию новых образов в художественноэстетической деятельности
Физическое развитие

29

К5
годам

7-8

С удовольствием двигается – ходит, бегает в разных
направлениях,
стремится осваивать различные виды движения
(подпрыгивает, лазает, перешагивает и пр.)
Способен подражать движениям взрослых в плане
общей и мелкой моторики
Осваивает координированные движения рук при
выполнении простых действий с игрушками
(кубиками, пирамидкой и т. п.) и предметами
обихода (чашкой, ложкой, предметами одежды)
Второй вариант
ребенок уверенно самостоятельно ходит, переступает
через барьеры, поднимается и спускается по
лестнице, держась за поручень, может подпрыгивать,
держась за руки взрослого; затрудняется в прыжках
на одной ноге; не удерживает равновесие, стоя и в
движении;
мелкая моторика развита слабо, затруднены тонкие
движения, не сформирован «пинцетный захват», не
любит играть с мозаикой; графомоторные навыки не
развиты (ребенок ограничивается бесцельным
черканием и изображением каракуль).
Осваивает все основные движения, хотя их
техническая сторона требует совершенствования
Практически ориентируется и перемещается в
пространстве.
Выполняет физические упражнения по показу в
сочетании со словесной инструкцией инструктора по
физической культуре (воспитателя)
Принимает активное участие в подвижных играх с
правилами.
Осваивает координированные движения рук при
выполнении действий с конструктором «Лего»,
крупной мозаикой, предметами одежды и обуви.
ребенка развита крупная и мелкая моторика;
движения рук достаточно координированы; рука
подготовлена к письму;
подвижен, владеет основными движениями, их
техникой
может контролировать свои движения и управлять
ими; достаточно развита моторная память,
запоминает и воспроизводит последовательность
движений
обладает
физическими
качествами
(сила,
выносливость, гибкость и др.)
развита
способность
к
пространственной
организации движений; слухо-зрительномоторной
координации и чувству ритма
проявляет способность к выразительным движениям,
импровизациям

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
30

Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575842

Владелец

Березина Анна Юрьевна

Действителен

С 14.09.2021 по 14.09.2022

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575842

Владелец

Березина Анна Юрьевна

Действителен

С 14.09.2021 по 14.09.2022

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».