Программа Здоровый дошкольник на 2022-2026г.(Калиновка)

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРИУЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №3-КАЛИНОВСКИЙ
ДЕТСКИЙ САД
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
Криулинский детский сад №3
А.Ю.Березина ____________
Пр №____от____
«____»______________ 2022 г.

Программа
«Здоровый дошкольник»
на 2022- 2026 учебный год

Принято на педагогическом совете
Протокол №______от______2022г

Разрабатывая программу «Здоровый дошкольник» мы стремились к тому,
чтобы разработанная нами система оздоровительной работы с детьми,
включающая в том числе и инновационные формы и методы, органически
входила в жизнь детского сада, и, самое главное, нравилась бы детям.
Программа определяет основные направления оздоровления детей в
ДОУ, задачи, а также пути их реализации. Данная концепция является
результатом изучения специальных медико-педагогических источников
литературы, анализа современных здоровьесберегающих технологий,
апробации оригинальных идей, обобщения опыта оздоровительно профилактической работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В программе представлены рациональные подходы к организации и
проведению оздоровительных и закаливающих мероприятий в группах
оздоровительной направленности.
Программа адресована работникам ДОУ, может быть использована
родителями в домашнем воспитании и оздоровлении детей.
Разработчики программы: заведующий ДОУ Истомина В.Р., воспитатели
И.И.Бунакова и Л.В.Семенова.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Концептуальные основы
3. Цель и задачи
4. Нормативно-правовое обеспечение
5. Анализ оздоровительного процесса в ДОУ
6. Анализ контингента воспитанников
7. Анализ ресурсного обеспечения программы
8. Материально-технические условия
9. Оздоровительная работа с детьми
10. Система физкультурно-оздоровительной работы
11. Система методической работы по повышению компетентности
педагогов
12. Здоровьесберегающие технологии, используемые в своей работе
педагогами
13. Взаимодействие с семьей.
14. Критерии и показатели мониторинга качества системы дошкольного
образования

1. Пояснительная записка
Здоровье – это состояние полного физического, психического и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней или
физических дефектов.
“Здоровье – это не всё, но всё без здоровья - ничто” - повторяет
человечество вслед за мудрецом Сократом уже более двух тысяч лет.
Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные
технологии настоятельно предъявляют с каждым днем всё более высокие
требования к человеку и его здоровью.
Произошедшие в нашем обществе перемены отразились на состоянии
здоровья всех возрастных групп. Наибольшую тревогу вызывает здоровье
детей и подростков. По официальным данным ежегодно общий уровень
отклонения в здоровье возрастает на 6,7%. Это, не считая хронических
заболеваний. У каждого ребенка в возрасте до года можно определить не
менее трех различных заболеваний. Новая социально-экономическая
действительность диктует необходимость формирования культа здоровья в
сознании подрастающего поколения.
В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация,
когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения
своих родителей и не может восполнить убыли населения. Такой тип
воспроизводства населения не отмечался ни в одной стране мира, даже во
время войны. Этот пример говорит о социальной катастрофе, связанной,
прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья
будущего поколения России.
В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и
особенно детей становится национальной. Подписание В.В.Путиным
Постановления “О повышении роли физической культуры спорта в
формировании здорового образа жизни населения” показывает беспокойство
государства за будущее страны.
Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья
актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить
здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию
физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни,
когда это надо начинать? Известно, что дошкольный возраст является
решающим в формировании фундамента физического и психического
здоровья. Ведь именно до семи лет человек проходит огромный путь

развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в
этот период идет интенсивное развитие органов и становление
функциональных систем организма, закладываются основные черты
личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно
на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков
здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических
занятиях физической культурой и спортом.
Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся:
гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения
необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических
систем, следовательно, определяют темп и характер нормального
функционирования растущего организма. Исследования М.Д. Маханевой,
В.Г. Алямовской свидетельствуют о том, что современные дети в
большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество
движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не
секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в
статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу).
Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и
вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной
мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление
позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты,
ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е.
усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая
развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует
заболеванию детей ожирением.
В последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает
проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные
расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы – это
следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной
психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в
детском
учреждении
из-за
“заорганизованности”
воспитательнообразовательного процесса, отсутствия гибких режимов дня и рационального
чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями, отдыхом и
т.д. Стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов и
неизбежно ведут к ухудшению здоровья ребенка.
Серьезным барьером, осложняющим жизнь ребенка, является
тревожность. Причинами тревожности могут быть, во-первых, недостаток

эмоциональной поддержки в семье и детском саду, во-вторых, недостаток
информации (либо ее недостоверность), которая порождает эмоциональное
заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревожность у детей может
появляться по отношению к сверстникам, взрослым, к самому себе. Если
взрослые невнимательно относятся к этой проблеме, она не исчезает
бесследно, возникают эмоциональные комплексы, препятствующие
полноценному общению с другими людьми.
В настоящее время возрастает необходимость активной разработки и
использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе
дошкольных образовательных учреждений, стимулирующих приобретение
опыта ценностного отношения к своему здоровью уже в дошкольные годы.
С этих позиций разработана программа “Здоровый дошкольник”. Она
ориентирована на педагогов, осуществляющих повседневную работу с
дошкольниками и их родителями. Ни у кого не вызывает сомнения, что в
одиночку педагогу добиться решения всех задач, направленных на
укрепление здоровья ребенка и его физическое воспитание, практически
невозможно. Поэтому, одним из основных направлений оздоровительной
работы с детьми является совместная работа с семьей в решении вопросов
укрепления здоровья.
Материалы, представленные в программе, ориентированы на
организацию работы с детьми, посещающими дошкольные учреждения с
трех до семи лет. Программа основывается на физиологических, психологопедагогических, валеологических исследованиях и составлена с учетом
документов: примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования «Истоки» под редакцией Парамоновой; М.Д.
Маханевой “Воспитание здорового ребенка”, Н.Н.Авдеевой “Безопасность”.
Программа “Здоровый дошкольник” направлена на воспитание основ
культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о
здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны
здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо
всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.
2. Концептуальные основы
Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей
воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического
воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебнопрофилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-

ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей
основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью
организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать
интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника
потребности в здоровом образе жизни.
Основные принципы программы:
- Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий,
направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и
практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива
педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и
целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
- Принцип комплексности и интерактивности – решение оздоровительных
задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов
деятельности.
- Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между
возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния
здоровья.
- Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на
получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного
результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
3. Цель и задачи программы
Программа «Здоровый дошкольник» направлена на сохранение и
укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов,
воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
- Сохранение и укрепление здоровья детей
- Построение здоровьесберегающей среды ДОУ
- Создание условий для развития детей на основе активного двигательного
режима
- Формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни
- Формирование у детей осмысленного отношения к своему телу и организму

- Нахождение эффективных путей, помогающих всем участникам
педагогического процесса осознать ответственность за сохранение
собственного здоровья
- Повышение профессиональной компетентности и культуры здоровья
педагогов ДОУ.
4. Нормативно-правовое обеспечение
-Конвенция о правах ребенка
-Закон «Об образовании РФ»
-Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»
-Концепция дошкольного воспитания
-Закон «О физической культуре и спорте в РФ»
-Закон РФ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»
(№52-Ф3)
-Закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (№29-Ф3)
СанПиН 2.4.1. 3049-13
- Постановление правительства РФ «Стратегия развития физической
культуры и спорта в РФ до 2020года»
- порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования.
- Устав ДОУ
5. Анализ оздоровительного процесса в ДОУ
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление
деятельности нашего детского сада.
Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на
организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг
состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его
организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.
Учитывая специфику дошкольного учреждения (у каждого ребенка свой
период оздоровления и пребывания в детском саду) и необходимость

создания
здоровьесберегающего
образовательного
процесса,
способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному
его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника,
определились следующие особенности организации деятельности ДОУ:
Установление партнерских отношений в плане «ребенок-родитель»,
«ребенок-педагог», «педагог-родитель», через:
- создание союза заинтересованных в здоровье детей партнеров;
- мотивацию родителей на совместную оздоровительно-профилактическую
работу;
- преемственность медицинских и педагогических приемов развития ребенка;
- разработку индивидуальной программы воспитания, обучения и
оздоровления для каждой возрастной группы.
Изменение формы и организации образовательного процесса (переход от
фронтальных занятий к занятиям небольшими подгруппами с учетом
психофизических возможностей и состояния здоровья ребенка), усиленный
медицинский контроль за организацией физкультурно-оздоровительного
процесса.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном
процессе (дыхательная гимнастика, статические упражнения, закаливающие
процедуры, оздоровительный бег и пешие ежедневные прогулки, самомассаж
и др.), способствующих формированию навыков здорового образа жизни,
оказывающих положительное влияние на состояние здоровья воспитанников.
Создание оздоровительной предметной среды и жизненного
пространства в групповых комнатах с целью обеспечения профилактико оздоровительного эффекта в течение всего времени пребывания ребенка в
условиях ДОУ.
Совершенствование
профессионального
мастерства
педагогов
посредством обобщения и распространения положительного опыта своей
работы, роста их общей культуры.
Единство воздействия со стороны всех сотрудников детского сада для
организации единого воспитательно-образовательного и оздоровительного
процесса.
В Филиале МБДОУ Криулинский детский сад №3-Калиновский детский
сад создана система работы по профилактике, сохранению и укреплению
здоровья детей дошкольного возраста.

Оздоровительный процесс включает в себя:
- профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия (специальные
закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурнооздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с
сотрудниками и родителями);
- общеукрепляющую терапию (витаминотерапия, полоскание горла,
применение чесночных бус и др.);
- организацию рационального питания (четырехразовый режим питания по
технологическим картам, включающим выполнение норм натуральных
продуктов, правильное сочетание блюд в рационе, витаминизация третьих
блюд).
- 20-дневное меню разработано с учетом калорийности пищевых веществ
жиров, белков и углеводов;
- санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия:
- рациональный режим жизни;
- двигательная активность во время образовательного цикла
(физминутки, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика,
динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры,
игровые часы);
- комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с
музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика
после дневного сна, контрастные воздушные и водные ванны,
обширное умывание, полоскание полости рта;
- работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и
формированию здорового образа жизни;
- использование «здоровьесберегающих» технологий и методик
(дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и
игры, ритмопластика и мн. др.);
- режимы проветривания.
Данная организация деятельности осуществляется специалистами:
- воспитателями
- заведующей
Благодаря созданию медико-педагогических условий и системе
оздоровительных мероприятий показатели физического здоровья детей
улучшились.
6. Анализ контингента воспитанников
Динамика снижения заболеваемости воспитанников яркий показатель
эффективности работы коллектива ДОУ по оздоровлению детей.

Данные по заболеваемости детей за 3 года
Заболевание

2022г.

2020г.

2021г.

Кол-во

Кол-во

Кол-во

случаев

случаев

случаев

Другие заболевания

12

4

5

Б-ни органов дыхания

125

66

59

ОКИ

-

1

4

Травматизм

-

-

-

Дети в детском саду имеют следующие группы здоровья:
№

Группа здоровья

1 Первая
2 Вторая
3 Третья

2020-2021 гг. 14 чел.
Кол-во
%
2
15 %
10
77 %
1
8%

2021-2022г. 15 чел.
Кол-во
%
2
15 %
10
77 %
1
8%

В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья у него может меняться в
зависимости от динамики состояния здоровья.
7. Анализ ресурсного обеспечения программы
Программно-методическое обеспечение базируется на примерной
программе развития и воспитания ребенка в детском саду «Истоки» под
редакцией Парамоновой и др.
Физическое развитие детей в детском саду
осуществляется
воспитателями на основе методических рекомендаций к примерной
программе «Истоки».
Формирование у детей здорового и безопасного образа жизни, в
условиях
нерегламентированной
деятельности,
осуществляется
воспитателями на основе тематического планирования, разработанного
педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения. В
основе данного планирования лежит программа Н.Н. Авдеевой, О.Л.

Князевой, Р.Б. Стеркиной
возраста».

«Основы безопасности детей дошкольного

Психическое здоровье ребенка – это не только биологическое, но и
социальное понятие. Педагоги ДОУ, совместно с родителями, призваны
вселить в каждого ребенка чувство бодрости, оптимизма, уверенности в себе,
помочь формированию компетенции каждого ребенка в области
здоровьесбережения.
8. Материально-технические условия
Организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях
осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели,
игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и
здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей,
принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно
перемещаться.
В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной
активной и целенаправленной деятельности детей. Для обеспечения
психологического комфорта в группах оборудованы уголки уединения. Для
приобщения детей к ценностям здорового образа жизни созданы «уголки
здоровья», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, книгами,
дидактическими играми, материалами по ОБЖ.
В группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур.
Для организации и проведения физкультурных, музыкальноритмических занятий функционирует зал: оснащенный необходимым
спортивным оборудованием.
Прогулочный участок оснащен стационарным оборудованием для
развития основных видов движения и игр детей.
В зимнее время на участке строится горка, снежные постройки. На
спортивной площадке расчищается участок для проведения физкультурных
занятий на воздухе. Для обеспечения двигательной активности детей в
холодный период года на улице проводятся подвижные и спортивные игры.
Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает
требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам
функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.

Анализируя развивающую среду ДОУ в рамках здоровьесбережения
можно сделать следующий вывод, работа в этой области осуществляется
должным образом.
«Компетентность педагогов в области сохранения и укрепления здоровья
воспитанников» следует повышать, используя разнообразные методы и
приемы. Педагоги знают и используют в своей работе программы и
технологии направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Конспекты к занятиям и беседам берут из методической литературы, иногда
внося свои коррективы.
Работа с родителями, по мнению педагогов, заключается в проведении
спортивных мероприятий и оформлении папок передвижек на тему
здоровьесбережения.
В целом о работе педагогов можно сделать следующий вывод: они знают
что и как надо делать для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ и
семье, но не всегда применяют свои знания на практике.
По вопросу организации и проведения физкультурных занятий можно
сделать следующий вывод, все занятия проводятся воспитателем в зале,
соблюдается время проведения занятий в режиме, выдерживается плотность
НОД. Нарушения в самой структуре занятия не наблюдалось.
9. Оздоровительная работа с детьми
Содержание деятельности
Направление
деятельности
Организация
двигательной
активности
ребенка
Формирование
основ здорового
образа жизни

Формы работы

Ресурсное
обеспечение

Регламентированная и
Кадровое
нерегламентированная
обеспечение
деятельность детей

Совместная и
самостоятельная
деятельность детей
Профилактические,
Профилактические
закаливающие и
и оздоровительные
коррекционные
мероприятия
мероприятия
Организация
Бракеражная комиссия
питания

Ответственн
ые
Заведующий

Материально –
Воспитатели
техническая база
Система
оздоровительной Воспитатели
работы ДОУ
Заведующий

Обеспечение здорового образа жизни
Главная задача родителей и персонала ДОУ – выработать у детей
разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего
детства.

Медицинское
обслуживание

Система рационального
питания

Условия обеспечения
здорового образа жизни
в семье
-Осуществление
контроля за
выполнением
рекомендаций врачей специалистов
-Выполнение режима
сна и питания
-Лечение и
профилактика
простудных
заболеваний средствами
народной медицины
-Поддерживать
гигиенические навыки,
привычки к чистоте
- Включение в рацион
питания всех основных
продуктов

Система лечебно оздоровительных
мероприятий

- Прогулки
-Подвижные,
спортивные игры
-Совместные
физкультурные
праздники, досуги
-Дни здоровья
-Закаливание

Создание комфортной
среды

-Участие родителей в
создании

Условия обеспечения
здорового образа
жизни в ДОУ
-Диспансеризация
- Выделение группы
здоровья и физического
развития
-Осмотр узкими
специалистами
-Проведение плановых
прививок
- Информирование о
состоянии здоровья
детей
-Формировать
культурногигиенические навыки
- Ежедневное 4-х
разовое питание
- В период подъёма ОРЗ
и гриппа
введение чеснока и лука
в рацион питания
-Витаминизация блюд
- Утренняя гимнастика
-Корригирующая
гимнастика
- Физминутки
-Физкультурные занятия
-Прогулки
-Закаливание
-Физкультурные досуги
-Дни здоровья
-Массаж
-Санитарно –
гигиенический режим

здоровьесберегающей
среды

(подбор мебели,
освещённость, тепловой
режим)

10. Система физкультурно-оздоровительной работы
ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА
Формы организации
Утренняя гимнастика

Особенности организации
Ежедневно на открытом воздухе или
в зале, длительность- 10- 12 минут

Двигательная разминка во время Ежедневно в течение 7- 8 минут
перерыва между занятиями
Динамические паузы во время НОД
Ежедневно, в зависимости от вида и
содержания занятий
Подвижные игры и физические Ежедневно
с
учетом
уровней
упражнения на прогулке
двигательной активности (ДА) детей,
длительность 12-15 минут
Индивидуальная работа по развитию Ежедневно во время прогулки,
движений на прогулке
длительность- 12- 15 мин
Прогулки -походы
1- 3 раза в квартал, во время,
отведенное
для
физкультурного
занятия, организованных игр и
упражнений
Оздоровительный бег
раза в неделю, подгруппами по 5- 7
человек во время утренней прогулки,
длительность - 3-7 мин.
Гимнастика после дневного сна в
Ежедневно по мере пробуждения и
сочетании с контрастными
подъема детей, длительность - не
воздушными ваннами
более 10 мин.
НОД по физической культуре

3 раза в неделю ( в старшей и
подготовительной одно
на воздухе). Длительность- 15- 30
минут

Самостоятельная двигательная
деятельность

Ежедневно,
под
руководством
воспитателя,
продолжительность
зависит
от
индивидуальных
особенностей
2 раза в год (последняя неделя
квартала)

Физкультурно- спортивные
праздники

Физкультурный досуг
Физкультурно- спортивные
праздники
Спартакиады вне детского сада

2 раза в год , внутри детского сада
или совместно со сверстниками
соседнего учреждения
1- 2 раза в год на воздухе или в зале,
длительность- не более 30 мин.
Участвуют дети с высоким уровнем
физической подготовленности

Совместная
физкультурно- По желанию родителей и детей не
оздоровительная работа
более 1 раза в месяц, длительность
детского сада и семьи
25- 30 мин
Физкультурная
образовательная Определяется
воспитателем
по
деятельность детей совместно с обоюдному желанию родителей,
родителями
в
дошкольном воспитателей и детей
учреждении
Участие родителей в физкультурно- Во время подготовки и проведения
оздоровительных,
массовых физкультурных досугов, праздников,
мероприятиях детского сада
недели
здоровья,
туристических
походов,
посещения
открытых
занятий
Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду направлена
на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности.
В ее организации выделены три блока:
1 блок. Специально организованное обучение, где взрослые выступают в
качестве партнера-инициатора. Используются различные варианты
физкультурных занятий: традиционные, игровые, сюжетные, тематические,
комплексные, итоговые, физкультурно-познавательные – интеграция
познавательной и двигательной активности (выполнение образных
физических упражнений, подвижные игры, игровые задания, упражнения на
дыхание, элементы релаксации, обмен впечатлениями).
2 блок. Совместная деятельность взрослого и детей, которая включает
разные формы активности: ежедневный оздоровительный бег, динамические
паузы между занятиями, игровой час во вторую половину дня ежедневно.
Подвижные игры на прогулках, «Дни здоровья», спортивные праздники,
физкультурные досуги, индивидуальная работа с детьми.

3
блок.
Свободная
самостоятельная
деятельность
детей,
предусматривающая
формирование
самостоятельной
двигательной
деятельности.
С этой целью оборудованы функциональные помещения с необходимым
оборудованием и атрибутикой. Помимо этого используются особые условия
дошкольного учреждения. На территории детского сада оборудована
«Коррегирующая дорожка», в каждой комнате обустроены игровые центры
для проведения корригирующей гимнастики, подвижных игр и
соревнований.
Рационально организованную деятельность по физическому воспитанию
позволяет получать положительную динамику физической подготовленности
детей (положительную динамику физической подготовленности детей
можно проследить на примере подготовительной группы).
11. Система методической работы по повышению компетентности
педагогов
В нашем детском саду продумана система всесторонней методической
работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направлена на
профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие
воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные
виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую
интерпретацию инновационных программ и технологий.
В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура: комната
для занятий оснащена спортивным оборудованием, необходимым для
реализации программы, в группе оборудован физкультурный уголок,
позволяющий детям реализовывать потребность в движении.
Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в ДОУ
выстраивается с широким применением игровой деятельности, а вся
двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его
физического развития, обучения, оздоровления и воспитания. Благодаря
грамотно выстроенной системе физкультурно-оздоровительной работы и
широкому применению игровой деятельности в ДОУ, мы смогли
значительно снизить уровень заболеваемости у детей. О чем свидетельствует
положительная динамика индекса здоровья. Однако, главное действующее
лицо в педагогическом процессе – воспитатель, именно ему предъявляются
требования, ориентируя его на получение качественных показателей.
В связи с этим, работа с кадрами предусматривает:

- реализацию комплексных мер по использованию здоровьесберегающих
технологий;
- обеспечение дифференцированного подхода к физическому воспитанию с
разными группами здоровья;
- снижение и профилактику детской заболеваемости;
- повышение компетентности родителей в вопросах охраны здоровья и
формирования здорового образа жизни;
- оказание помощи педагогам в проведении мониторинга.
Обновление содержания работы по физическому воспитанию в ДОУ
В рамках обновления содержания работы по физическому воспитанию в
ДОУ постоянно повышается профессиональная компетентность педагогов в
области здоровьесбережения, проводится мониторинг состояния здоровья и
физической подготовленности дошкольников.
Для сохранения и укрепления здоровья детей, воспитания привычки к
здоровому
образу
жизни
в
ДОУ
обновляется
вариативная
здоровьесберегающая среда. Регулярно проводятся совместные с родителями
оздоровительные мероприятия: «Дни здоровья», «Папа, мама, Я – спортивная
симья», «Спортивная олимпиада», в которых используется нетрадиционное
спортивное оборудование.

12. Здоровьесберегающие технологии, используемые в своей работе
педагогами Филиала МБДОУ Криулинский детский сад №3Калиновский детский сад
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Виды
здоровьесбере
гающих
педагогическ
их технологий
Динамически
е паузы

Время проведения в
режиме дня

Особенности
методики проведения

Ответственн
ый

Во время занятий, 2-5 Рекомендуется для
Воспитатели
мин., по мере
всех детей в качестве
утомляемости детей
профилактики
утомления. Могут
включать в себя
элементы гимнастики
для глаз, дыхательной
гимнастики и других в

Подвижные и Как часть
спортивные
физкультурного
игры
занятия, на прогулке,
в групповой комнате
- малой со средней
степенью
подвижности.
Ежедневно
Релаксация
В любом
подходящем
помещении. В
зависимости от
состояния детей и
целей, педагог
определяет
интенсивность
технологии.
Игровой час
В игровых зонах.
во вторую
половину дня
Гимнастика
пальчиковая

С младшего возраста
индивидуально либо
с подгруппой
ежедневно

Гимнастика
для глаз

Ежедневно по 3-5
мин. в любое
свободное время; в
зависимости от
интенсивности
зрительной нагрузки
с младшего возраста
Ежедневно после
дневного сна, 5-10
мин.

Гимнастика
бодрящая

зависимости от вида
занятия
Игры подбираются е
соответствии с
возрастом ребенка,
местом и временем ее
проведения. В ДОУ
используем лишь
элементы спортивных
игр
Можно использовать
спокойную
классическую музыку
(Чайковский,
Рахманинов), звуки
природы

Воспитатели

Воспитатели

Игры подбираются е
соответствии с
возрастом ребенка,
местом и временем ее
проведения.
Рекомендуется всем
детям, особенно с
речевыми
проблемами.
Проводится в любой
удобный отрезок
времени (в любое
удобное время)
Рекомендуется
использовать
наглядный материал,
показ педагога

Воспитатели

Форма проведения
различна: упражнения
на кроватках,
обширное умывание;
ходьба по ребристым
дощечкам; легкий бег

Воспитатели

Воспитатели
,

Воспитатели

Гимнастика
корригирующ
ая
Гимнастика
ортопедическ
ая

В различных формах
физкультурнооздоровительной
работы
В различных формах
физкультурнооздоровительной
работы

из спальни в группу с
разницей температуры
в помещениях и
другие в зависимости
от условий ДОУ
Форма проведения
Воспитатели
зависит от
поставленной задачи и
контингента детей
Рекомендуется детям с Воспитатели
плоскостопием и в
качестве
профилактики
болезней опорного
свода стопы

Технологии обучения здоровому образу жизни
Виды
здоровьесберега
ющих
педагогических
технологий
Физкультурное
занятие

Время проведения
в режиме дня

2-3 раза в неделю.
Младший возраст15-20 мин.,
средний возраст 20-25 мин.,
старший возраст 25-30 мин.

Особенности
методики
проведения

Ответственны
й

Занятия проводятся Воспитатели
в соответствии
программой, по
которой работает
ДОУ. Перед
занятием
необходимо хорошо
проветрить
помещение
Игротреннинги и В свободное время, Занятие может быть Воспитатели
игротерапия
можно во второй
организовано не
половине дня.
заметно для
Время строго не
ребенка,
фиксировано, в
посредством
зависимости от
включения педагога
задач,
в процесс игровой
поставленных
деятельности
педагогом
Коммуникативны 1-2 раза в неделю
Занятия строятся по Воспитатели
е игры
по 30 мин. со
определенной схеме

старшего возраста

Занятия из серии
«Здоровье»

1 раз в неделю по
30 мин. со ст.
возраста

и состоят из
нескольких частей.
В них входят
беседы, этюды и
игры разной
степени
подвижности,
занятия рисованием,
лепкой и др.
Включены в сетку
Воспитатели
занятий в качестве
познавательного
развития

Коррекционные технологии
Виды
здоровьесберега
ющих
педагогических
технологий
Технологии
музыкального
воздействия

Сказкотерапия

Время
проведения в
режиме дня

Особенности методики
проведения

Ответственны
й

В различных
формах
физкультурнооздоровительно
й работы; либо
отдельные
занятия 2-4
раза в месяц в
зависимости от
поставленных
целей
2-4 занятия в
месяц по 30
мин. со
старшего
возраста

Используются в
качестве
вспомогательного
средства как часть
других технологий; для
снятия напряжения,
повышения
эмоционального
настроя и пр.

Воспитатели

Занятия используют
Воспитатели
для психологической
терапевтической и
развивающей работы.
Сказку может
рассказывать взрослый,
либо это может быть
групповое
рассказывание, где
рассказчиком является
не один человек, а
группа детей

Применяемые педагогами нашего дошкольного образовательного
учреждения здоровьесберегающие педагогические технологии повышают
результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют у
детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и
укрепление здоровья, а используемая в комплексе здоровьесберегающая
деятельность в итоге формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый
образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

13. Взаимодействие с семьей.
Здоровье ребенка зависит не только от физических особенностей, но и
от условий жизни в семье. Этот раздел программы рассматривает
взаимосвязь двух основных социальных структур: семьи и детского сада,
ребенок не эстафета, которую детский сад и семья передают друг другу, в
работе нужно поддерживаться не принципа параллельности, а
взаимопроникновение двух социальных институтов. Ни одна, даже самая
лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не
решается совместно с семьей.
Совместная работа с семьей строится на следующих основных
положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
- Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания
здорового ребенка понятны хорошо не только воспитателям, но и родителям,
когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами
оздоровления часто болеющих детей в детском саду и дома, а педагоги
используют лучший опыт семейного воспитания.
- Систематичность и последовательность работы в течение всего года.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе
учета их интересов и способностей.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе
доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога
в семье, а родителей – в детском саду.
- Обязательная полная информированность родителей о здоровье ребенка, о
питании детей в детском саду, о проведении закаливающих и
оздоровительных мероприятиях, антропометрических данных, о вакцинации,
о психофизической подготовленности ребенка.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
-Повышение эффективности работы по пропаганде здорового образа жизни.
-Обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления
детей.

-Увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях,
направленных на оздоровление часто болеющих детей.
Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления
здоровья детей осуществляется по следующим направлениям:
1. Просветительское
2. Культурно - досуговое
3. Психофизическое
Просветительское направление
- Наглядная агитация (стенды, памятки, папки – передвижки, устные
журналы)
- Собеседование (сбор информации)
- Анкетирование, тесты, опросы
- Беседы
- Встречи со специалистами
- Бюллетени (закаливание и оздоровление ребенка в домашних условиях)
- Индивидуальные консультации по возникшим вопросам
- Круглый стол
- Дискуссии (совместное обсуждение проблем, планов на будущее)
- Знакомство родителей с новинками литературы по проблеме здоровья.
Культурно - досуговое направление
- Дни открытых дверей.
- Совместные праздники и развлечения.
Психофизическое направление.
- Физкультурные досуги, развлечения с участием родителей
- Спортивные соревнования.
- Открытые мероприятия по физкультурно-оздоровительной работе
Взаимодействие с родителями по вопросу изучения удовлетворенности
родителей качеством предоставляемых образовательных услуг в сфере
оздоровления детей осуществляется на основе мониторинга степени
удовлетворенности родителей оказанными образовательными услугами.
Таким образом, создается микроклимат, в основе которого лежит
уважение к личности человека, забота о каждом, доверительное отношение
между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, то есть
обеспечивается взаимосвязь физической, психической
и социальной
составляющих здоровья
14. Критерии и показатели мониторинга качества системы дошкольного
образования

Удовлетворение потребностей населения в услугах дошкольного
образования:
- Использование потенциальных возможностей ДОУ (вариативность
форм оказания дошкольных образовательных услуг).
- Открытость системы дошкольного образования социальной среде,
взаимодействие ее с другими социальными институтами детства.
- Охват детей развивающим обучение в ДОУ.
- Инновационная деятельность ДОУ.
- Использование валеологической поддержки образовательного процесса в
ДОУ.
- Коэффициент посещаемости ДОУ.
Реализация мониторинга осуществляется на основе документов и материалов, полученных в ходе:
- лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;
- оценка деятельности ДОУ при помощи анкетирования родительской
общественности.
- самоанализа деятельности ДОУ в аспекте качества образования;
- отчетности, утвержденной нормативными актами федерального уровня
(отчет 85-К)
Результаты мониторинга фиксируются в таблицах, соответствующих
целям и задачам конкретных исследований. На основании которых дается
оценка деятельности ДОУ.
Ориентировочные показатели физической подготовленности детей 5-7
лет (по М.А. Руновой, 1998)
Наименование
показателя

Пол

Возраст (годы)
5

6

7

Длина прыжка с места
(см)

М

85-130

100-150

130-155

Д

85-125

90-140

125-150

Длина прыжка с
разбега (см)

М

120-145

130-180

180-210

Д

120-145

130-170

150-200

Прыжки через
скакалку (количество)

М

1-3

3-15

7-21

Д

2-5

3-20

15-45

Подбрасывание и

М

15-25

26-40

45-60

ловля мяча
(количество)
Отбивание мяча от
пола (количество)

Д

15-25

26-40

40-55

М

5-10

11-20

35-70

Д

5-10

10-20

35-70

Планируемые результаты освоения программы дошкольного образования
Возрастные периоды
Показатели
3-4 года
Гармоничность
физического
развития
Уровень развития
физических
качеств

Заболеваемость (по
кратности)**

Двигательная
активность
Показатели
умственного
утомления

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Соответствие биологического возраста паспортному;
положительная динамика антропометрических
показателей (рост, масса тела)
Соответствие возрастно-половым нормативам или
положительная динамика показателей.
Отсутствие острых заболеваний за год или болеет
эпизодически.
У часто болеющих детей уменьшение инфекционного
индекса.
Показатели двигательной активности соответствуют
возрастным нормативам.
Отсутствие показателей
сильного и выраженного
утомления после занятий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».