ДОП Веселый оркестр (Голенищева 1)

1

Составитель: Томилова Анна Владимировна, музыкальный руководитель, первая
квалификационная категория.
Дополнительная общеобразовательная и общеразвивающая программа по
направлению художественно-эстетическое развитие (музыка) «Веселый оркестр» для
детей в возрасте от пяти до восьми лет / авт.-сост. А.В. Томилова, с. Криулино: МБДОУ
«Криулинский детский сад №3», 2021 год.
Дополнительная общеобразовательная и общеразвивающая программа по
направлению художественно-эстетическое развитие (музыка) «Веселый оркестр»
позволяет осуществлять художественно-эстетическое направление в развитии детей.
Программа направлена на знакомство ребенка с миром музыкальных звуков, воспитание
первоначальных навыков элементарного музицирования, развития творческих
способностей, интереса к основам музыкальной грамоты, чувства ритма, слуха и
расширения сферы музыкальной деятельности.
Данная программа рассчитана на один год обучения для детей в возрасте от пяти до
восьми лет. Реализация программы предполагает 34 занятия.

2

Содержание

среды

I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Перечень нормативных и нормативно-методических документов
1.4. Принципы и подходы к формированию программы
1.5. Характеристика особенностей развития детей
1.6. Формы, методы и приемы реализации программы
1.7. Педагогические технологии
1.8. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности
1.9. Психолого-педагогические условия, обеспечивающее развитие
ребенка
1.10. Планируемые и ожидаемые результаты освоения программы
II Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности
2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
III Организационный раздел
3.1. Материально-технического обеспечения
3.2. Информационно-методические материалы и средства обучения
воспитанников
3.3.Финансовые условия
3.4. Кадровые условия
3.5. Учебный план
3.6. Календарно-тематическое планирование
3.7. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
3.8. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

3

I Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна
роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что
сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры
звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.
Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной)
речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно,
используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие
слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только
сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах формирую
тся ритмические способности, речь становится более совершенной.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской
деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Обучаясь игре на
музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных
звуков, различают красоту звучания. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание
разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические
способности.
Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику
пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных
функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус,
учит понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя:
наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются
музыкальные способности. У детей улучшается качество пения, музыкально –
ритмических движений, они чётче воспроизводят ритм.
Игра
на
музыкальных
инструментах
способствует
развитию
у
детей
эмоциональной отзывчивости, любознательности, активности, свободно
владеют средствами общения со взрослыми и сверстниками, способны управлять
своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных
представлений, способны решать интеллектуальные и личностные задачи, имеют
первичные представления об элементарной музыкальной грамоте, овладеют
необходимыми умениями, навыками для осуществления музыкальной деятельности.
Дополнительная общеобразовательная программа «Веселый оркестр» разработана
для осуществления художественно-эстетического направления развития детей
дошкольного возраста, решения ряда задач образовательной области «Художественноэстетическое развитие».
Программа
включает
сотрудничество
с
социальными
партнёрами,
сотрудниками, с
родителями
во
время
праздников, развлечений, открытых
мероприятий и т.п.
Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и
умениями игры на шумовых ударных инструментах, т.к. знакомство с детскими
музыкальными шумовыми инструментами начинается в группах младшего возраста.
Программа рассчитана на детей старшей и подготовительной к школе группы
детского сада.
Срок реализации данной программы один год. Содержание программы
расписано по разделам, поквартально и разработаны темы каждого занятия для детей
подготовительной к школе группы, предлагается музыкальный репертуар. Уровень
стартовый, что предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания образовательной программы.
4

Продолжительность образовательной программы по учебному плану составляет 34
часа. Занятия проводятся по подгруппам и группам, один раз в неделю, во второй
половине дня продолжительностью 30 минут. Число детей, одновременно находящихся
в группе от 10 до 20 человек. По окончанию дополнительной общеобразовательной и
общеразвивающей программы, воспитанникам выдаются свидетельства.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в
наиболее сенситивный период их развития, что, в свою очередь оказывает благотворное
влияние на развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребёнка.
Игра на ДМИ позволяет ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки,
создает условия для творчества, эстетических переживаний, даёт ребёнку новые знания
об окружающем мире.
Задачи:
Обучающие:
1.Расширять кругозор детей через знакомство с
музыкальной культурой и
музыкальными
инструментами
(русскими
народными,
инструментами симфонического оркестра)..
2.Знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных инструментах.
3.Знакомить детей с равномерной ритмической пульсацией и простейшим ритмическим
рисунком, динамикой и темпом, используя «звучащие жесты» и игру на различных
детских музыкальных инструментах.
4.Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
5.Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.
6.Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.
Воспитательные:
1.Активизировать
внимание
ребенка,
работу
его
мысли,
его
эмоциональную и эстетическую отзывчивость.
2.Направлять детей управлять своим поведением и планировать свои действия.
3.Воспитывать творческую инициативу.
4.Формировать сознательные отношения между детьми.
5.Воспитывать чувство патриотизма, любовь, уважение к народным традициям,
через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами и игру на
них.
Развивающие:
1.Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка,
настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
2.Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
3. Развивать мышление, аналитические способности.
4. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
5.Способствовать координации двигательных функций организма.
6.Развивать любознательность, фантазию, творческие способности, музыкальный вкус,
интерес к русским народным инструментам, инструментам симфонического оркестра.
Реализация программы направлена на формирование и развитие творческих
способностей детей и удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья за рамки основного
образования.
1.3. Перечень нормативных и нормативно-методических документов
5

Федеральный уровень
1. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726 -р)
(далее-концепция развития дополнительного образования детей)
2. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте Российской федерации по
стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016
№11) (далее Федеральный приоритетный проект)
Региональный уровень:
3. Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. №461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей
Свердловской области»
4. Постановление правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. №503 ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей на территории Свердловской области»
5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждение методических рекомендаций» «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области»
Основания для проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных
1 .Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от
02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] //
Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.№ 196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (далее- Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам);
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
5. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
6. приказ Минобрнауки России от 29.01.2014 №2 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»
1.4. Принципы и подходы к формированию программы
6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый
оркестр» основана на программе «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э.
Тютюнниковой (созданная по системе музыкальной педагогики К. Орфа) и на примерной
основной образовательной программе дошкольного образования «Истоки» по авторством:
Алиевой Т. И., а так же программа «Ладушки», издание «Праздник каждый день» под
авторством: Каплуновой И.М. и Новоскольцевой И.А. Конспекты музыкальных занятий с
аудиоприложением.
Реализацию целевого назначения дополнительной общеобразовательной
программы обеспечивают следующие принципы обучения:
- духовность;
-личностное ориентирование;
-образность;
-интерес и увлечённость;
-связь с жизнью;
-креативность;
-эмоциональное насыщение;
-вариативность и свобода выбора.
-системность, доступность содержания занятий.
Занятия будут проходить в игровой, наглядной и дидактических формах. Игры
детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой
осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления
личного творчества, личной активности.
« Игра – путь к познанию мира, в котором дети живут и который призваны
изменить», считал А.М. Горький. В играх познаются разнообразные свойства предметов,
разнообразные свойства жизни. В играх заложена огромная информация о различных
знаниях и сведениях. Ребенок получает их свободно, без нажима и насилия. Важнейший
психологический секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе, на
удовольствии.
Инструментальное музицирование является органической частью детской
музыкальной культуры. Музыкальные инструменты составляют самую привлекательную
для детей область музыки. Ребенок с раннего детства приобщается к миру звуков,
исследуя и познавая с помощью его выразительных свойств окружающую
действительность.
На занятиях по оркестру используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
- практический
- метод моделирования музыкального языка;
- метод активизации творческих проявлений.
1.5. Характеристика особенностей развития детей
Дети 5-6 лет
Ключ возраста. В возрасте около 5 лет в развитии ребенка происходит большой
скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением, а также
процессами внимание и запоминания. Теперь ребенок уже может принять и попытаться
выполнить задачу «запомнить», «сосредоточиться». Появление произвольности —
решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не
изменение внешних, окружающих предметов, а овладение собственным поведением.
Восприятие музыки. Ребенок шестого года жизни любит фантазировать, поэтому
при слушании музыки, опираясь на имеющийся запас жизненных впечатлений, а также на
7

знакомые ему внемузыкальные компоненты, эмоционально реагирует на нее. При
правильно организованном педагогическом процессе большинство детей к этому возрасту
овладевают культурой слушания. Дети легко различают не только первичные жанры
музыки, но и их виды, а также эмоционально-образное содержание музыки. Дошкольники
могут воспринимать форму произведения, чувствовать смену характера музыки, динамику
развития музыкального образа. Они выделяют большинство средств музыкальной
выразительности, отдельные интонационные ходы. Кроме того, интенсивно продолжается
развитие музыкально-сенсорных способностей. Дети этого возраста обладают большими
возможностями для дальнейшего развития восприятия музыкальных произведений
различных стилей, жанров, видов.
Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах. На шестом году жизни
движения детей становятся все более координированными, поведении – более
осмысленным и управляемым самим ребенком. Продолжают развиваться основные
музыкальные способности: ритмическое чувство и мелодический слух. Все это во многом
объясняет большое желание детей заниматься игрой на музыкальных инструментах.
Таким образом, дети шестого года жизни обладают большими возможностями для
дальнейшего развития музыкальных способностей. Однако необходимо помнить, что
имеющиеся у детей этого возраста знания, умения и навыки часто не обладают особой
прочностью и даже вы какой-либо период могут временно утрачиваться.
Дети 6-8 лет
Ключ возраста. Произвольность поведения и психических процессов имеет
решающее значение для успешности школьного обучения, так как означает умение
ребенка подчинять свои действия требованиям учителя. В школе, как известно, ребенок
занимается не тем, чем хочется, а прилагает все усилия для достижения целей,
поставленных учителем. Трудность в достижении и удержании таких целей состоит в том,
что не все учебное содержание, даже при самой удачной методике, будет захватывающе
интересно для всех детей. Поэтому ребенок должен не только решать поставленную
задачу по содержанию, например, аккуратно писать палочки, но и уметь заставить себя
заниматься написанием палочек, когда на самом деле ему хочется рисовать что-то другое,
например, самолет.
Восприятие музыки. На седьмом году жизни ребенок имеет более широкий
кругозор, достаточный уровень интеллектуального развития и музыкального образования,
т.е. обладает большими возможностями для слушания довольно сложных музыкальных
произведений. К этому времени у него имеется значительный запас музыкальных
впечатлений, он знает некоторых композиторов. Ребенок избирательно относится к
музыке, мотивируя свой выбор. В этом возрасте дети способны прослушивать
относительно крупные музыкальные произведения, чувствовать их форму, вслушиваться в
интонационные ходы и ритмические особенности, довольно тонко слышать и осознавать
характер музыки, комплекс средств музыкальной выразительности, поскольку у
большинства из них в этот период интенсивно развиваются такие способности, как
музыкальное воображение и мышление. Поэтому ребенок также способен давать анализ
музыкального произведения, сравнивать, выделять, обобщать отдельные особенности
музыкального языка и речи. Он желает и может осваивать элементы музыкальной
грамоты, а также хочет получать новые знания, поскольку в этом возрасте дети очень
любознательны. Успешность ребенка в данном виде музыкальной деятельности
объясняется тем, что к этому возрасту достаточно развит психологический механизм
восприятия музыки: эмоциональная отзывчивость на музыку; развитый музыкальный
слух; память; музыкальное мышление как обобщенное качество музыкального
восприятия; способности к творчеству.
Музыкально-сенсорные способности. При системном подходе к педагогическому
процессу музыкального образования на седьмом году у большинства детей прекрасно
развиты музыкально-сенсорные способности, так как к этому времени совершенствуется
8

работа анализаторов (слух). Это объясняется, с одной стороны, улучшением работы
мозговых центров, а с другой – постоянным упражнением органов слуха, прежде всего в
процессе тренировки их во время музыкально-дидактических игр и упражнений, а также
во время восприятия музыкальных произведений. Таким образом, у детей этого возраста
имеются большие возможности для дальнейшего приобщения к музыке различных стилей
и эпох. Однако необходимо бережно относиться к ребенку, не перегружая его большим
количеством различных музыкальных впечатлений (барабанные перепонки еще очень
нежны и легко ранимы, не закончилось окостенение слухового канала и височной кости).
Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах. Кроме того, в данном
возрасте дошкольники имеют гораздо большие возможности для освоения самых
различных инструментов. Дети достигают вершины совершенства игры на том
инструменте, на котором они играют второй-третий год. Они могут с удовольствием
осваивать пьесы, где необходимо играть на рядом расположенных пластинках. Дети с
желанием участвуют в выступлениях оркестра, могут самостоятельно рассуждать о
последовательности включения в исполнение различных групп инструментов.
Дошкольники с удовольствием импровизируют на знакомых инструментах, вслушиваясь в
мелодии, однако подбирать на слух знакомые мелодии могут лишь отдельные,
музыкально одаренные дети.
Таким образом, на седьмом году жизни у дошкольников имеются прекрасные
возможности для овладения всеми видами музыкальной деятельности. Однако
необходимо помнить, что, хотя они уже способны исполнять довольно крупные
композиции, это все же требует от них немалых физических усилий. Поэтому педагог
должен обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Содержание и условия реализации образовательной программы соответствуют
возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся по программе.
1.6. Формы, методы и приёмы реализации программы

При реализации программы целесообразно использовать следующие методы и
приемы – это демонстрация игры на различных музыкальных инструментах, показ
приемов игры и способов звукоизвлечения на них, словесное руководство (рассказ,
объяснение, беседа), а так же применять метод презентационного показа.
Например, рассказ о музыкальных и шумовых звуках или знакомство с
музыкальным инструментом, можно сопровождать мультимедийными презентациями:
«Музыкальные и шумовые звуки», «Ударный инструмент – барабан», «Царь-колокол»,
«Звонкий бубен» и другие. Показ презентаций должен длится 5 - 10 минут.
Полученные детьми теоретические знания о музыкальных инструментах, а так же
примеры приёмов звукоизвлечения на этих инструментах, дети закрепляют с помощью
музыкально-ритмических игр и упражнений.
Понятия элементарной музыкальной грамоты закрепляются работой в индивидуальных
альбомах. Здесь дети распределяют шумовые и музыкальные звуки на листе бумаги,
графически
изображают,
сколько
звуков
прозвучало,
крещендо и диминуэндо, распределяют звуки по высоте, рисуют ноты на нотном стане.
Таким образом, дошкольники получают азы элементарной музыкальной грамоты.
Формы обучения: групповая, подгрупповая
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие, типовое, доминантное
Формы подведения итогов реализации программы:
- Выступления детского оркестра на утренниках и развлечениях;
- Выступления на отчётных концертах;
- Участие в городских конкурсах и фестивалях;
- Совместные мероприятия с социальными партнёрами;
- Создание мини-музея музыкальных инструментов;
9

- Проведение педагогической диагностики оркестровых способностей детей по
разделам программы по художественно-эстетическому развитию детей старшего
дошкольного возраста «Веселый оркестр».
- Практическая работа, направленная на развитие музыкальных способностей детей
дошкольного возраста на конечном этапе обучения
1.7. Педагогические технологии

Технология детского музицирования

Под музицированием следует понимать разнообразные виды музыкально-практической
деятельности дошкольников:
1. Инструментальное музицирование - включение простейших инструментов в
процесс исполнения музыкальных произведений,
2. Освоение техники игры на ритмических, звуковысотных, духовых инструментах
(игра на последних требует соблюдения специальных санитарно-гигиенических
норм)
Технология развития игровой деятельности
Музыкальное искусство является наиболее эффективным педагогическим
средством обогащения и развития сюжетов детской игры. Музыка развивает творческое
мышление, воображение, что необходимо для создания сюжетов игр. Игра и музыка,
представляют собой образное представление действительности, при котором
музыкальный образ, легко превращается в игровой. В первую очередь обогащать сюжеты
детских игр будет музыка следующего вида: активизирующая творческое воображение и
фантазию ребенка, программная, с развитым сюжетом, художественная, образная,
побуждающая к самостоятельной игре и игровому действию, направляющая
(подсказывающая, как использовать те или иные выразительные движения, жесты,
мимику).
Реализация данной технологии обеспечивается организационными условиями:
активное взаимодействие музыкального руководителя и педагога; создание интегративной
музыкально-игровой среды (внешнее условие), инициирующего процессы обогащения и
развития игровых умений дошкольников.

Технология здоровьесбережения
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы,
методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет
на пользу здоровью детей, и которые не наносят прямого или косвенного вреда.
На музыкальных занятиях применяются следующие здоровьесберегающие
технологии:
-музыкотерапия
-вокалотерапия
-ритмотерапия
-терапия творчеством
-улыбкотерапия
Технология ИКТ (информационно-компьютерная технология)

Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных
технологий воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника
процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.
Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс
обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности
музыкального образования не только для ребёнка, но и для музыкального руководителя.
Виды технических средств обучения используемых на музыкальных занятиях:
-компьютерные презентации
10

видеоролики
-электронное пианино
-мультимедийный экран
-проектор
-музыкальный центр, компьютер.
Применение на музыкальных занятиях современных технологий и методик
обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи
музыкально - эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим.
При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных
дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность
музыкально – эстетического воспитания а, следовательно, решение главной цели работы
музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.
1.8. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности
Диагностика оркестровых способностей детей старшей группы
1.
Модуль «Знакомство с музыкальными инструментами»
Основные показатели
Предполагаемые действия детей
Уровни
музыкального развития
ребёнка
Знает названия
Называет большинство музыкальных
Высокий
инструментов
инструментов, способы
симфонического оркестра:
звукоизвлечения.
флейта, скрипка, альт,
Называет некоторые музыкальные
Средний
виолончель, контрабас,
инструменты и способы
литавры, тарелки, труба,
звукоизвлечения.
валторна; способы
Затрудняется в названии.
Низкий
звукоизвлечения.
Знает названия
Называет большинство музыкальных
Высокий
инструментов русского
инструментов, способы
народного оркестра: домра, звукоизвлечения.
балалайка, гусли, трещотка, Называет некоторые музыкальные
Средний
баян, аккордеон, дудочка;
инструменты и способы
способы звукоизвлечения.
звукоизвлечения.
Затрудняется в названии.
Низкий
Может рассказать об
Владеет первичными знаниями
Высокий
истории происхождения
об истории происхождения инструмента
инструмента на
на элементарном уровне
элементарном уровне
Представления об инструменте
Средний
ограничены
Затрудняется с ответом
Низкий
2.
Модуль «Моделирование элементов музыкального языка
Основные
Предполагаемые действия
Уровни
показатели музыкального детей
развития ребёнка
МузыкальноОпределяет сильную долю,
Высокий
слуховые представления:
динамику, двух и трёх дольный размер,
сильная доля, темп, пауза,
слышит сильную долю, паузы, мажор и
двух и трёх дольный
минор
размер, мажор и минор.
Допускает ошибки при ответе,
Средний
11

затрудняется.
Не различает.
Определяет:
Определяет простые формы
простую двух частную и
произведений.
трёх частную форму
Определяет не все формы.
произведения, куплетную.
Не определяет.
Графически
Самостоятельно графически
изображает крещендо и
изображает крещендо и диминуэндо,
диминуэндо, четверти с
четверти с паузами в заданной простой
паузами.
последовательности
Неуверенно изображает
графическую последовательность.
Затрудняется самостоятельно
графически изображать простую
ритмическую последовательность.
3.
Модуль «Музыкально-ритмические игры и упражнения
Основные
Предполагаемые действия
показатели музыкального детей
развития ребёнка
Играет на
Уверенно играет на
металлофоне поступенное металлофоне.
движение мелодии вверх и
Играет не на рядом лежащих
вниз. Игра через звук, на
пластинах металлофона.
двух, трех пластинах
Затрудняется самостоятельно
металлофона.
играть.
Отгадывает звучание
Верно отгадывает звучание
музыкального инструмента музыкального инструмента и передает
и повторить ритмический
ритм.
рисунок.
Передает ритм с помощью
педагога.
Затрудняется в передаче ритма с
помощью педагога.
4.
Модуль «Игра в ансамбле»
Основные
Предполагаемые действия
показатели музыкального детей
развития ребёнка
Владеет
Владеет игрой на нескольких
элементарной игрой на
инструментах.
металлофоне, дудочке,
Играет только на одном
флейте, аккордеоне,
инструменте.
детском синтезаторе.
Затрудняется играть на
музыкальном инструменте.
Начинает и
Самостоятельно начинает и
заканчивает игру вместе.
заканчивает игру. Соблюдает общий
Соблюдает общий
темп и ритм, динамику. Понимает жест
темп и ритм, динамику.
дирижёра.
Понимает
Начинает и заканчивает игру,
дирижёрский жест.
соблюдает темпо-ритм и динамику с
помощью педагога.
Затрудняется играть слаженно в
12

Низкий
Высокий
Средний
Низкий
Высокий

Средний
Низкий

Уровни
Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Низкий
Уровни
Высокий
Средний
Низкий
Высокий

Средний
Низкий

оркестре (ансамбле). Не всегда
понимает жест дирижёра.
5.
Модуль «Музыкально-игровое творчество»
Основные
Предполагаемые действия
показатели музыкального детей
развития ребёнка
Подыгрывает
Свободно подыгрывает
музыкальному
музыкальному сопровождению.
сопровождению.
Подыгрывает с помощью
педагога
Затрудняется подыгрывать.
Играет с дирижёром.
Понимает жест дирижёра. Играет
с дирижером. Может выступать в роли
дирижёра.
Понимает жест дирижера, но
теряется при игре.
Не понимает жест дирижера.
Придумывает свой
Самостоятельно придумывает
ритмический рисунок на
ритмический рисунок, импровизирует.
песни и стихи.
Придумывает и импровизирует с
Импровизирует.
помощью педагога.
Затрудняется сочинять и
импровизировать.

Уровни
Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Низкий

Диагностика оркестровых способностей детей подготовительной к школе
группы
Раздел «Знакомство с музыкальными инструментами»
Основные
Предполагаемые действия
показатели музыкального
детей
развития ребенка
1.Знает названия
Называет
большинство
инструментов
музыкальных инструментов, способы
симфонического
звукоизвлечения.
оркестра: флейта,
Называет
некоторые
скрипка, альт,
музыкальные инструменты и способы
виолончель, контрабас,
звукоизвлечения.
литавры, тарелки, труба,
Затрудняется в названии
валторна.
Способы
зву฀оизвлечения.
2. Знает названия
Называет
большинство
инструментов
русского музыкальных инструментов, способы
народного оркестра: домра, звукоизвлечения.
балалайка,
гусли,
Называет
некоторые
трещотка, баян, аккордеон, музыкальные инструменты и способы
дудочка.
звукоизвлечения.
Способы
Затрудняется в названии.
звукоизвлечения.
3. Может рассказать
Владеет первичными знаниями
об истории происхождения об истории происхождения инструмента
1.

13

Уровни
высокий
средний
низкий

Высокий
Средний
Низкий
Высокий

инструмента на
элементарном уровне.

на элементарном уровне
Представления об инструменте Средний
очень ограничены.
Затрудняется с ответом.
низкий
2.
Раздел «Моделирование элементов музыкального языка»
Уровни
Основные
Предполагаемые
действия
показатели музыкального детей
развития ребёнка
1.
МузыкальноОпределяет
сильную
долю,
слуховые
представления: динамику, двух и трёх
сильная
дольный
размер,
слышит
доля, темп, пауза, сильную долю, паузы, мажор и минор.
двух и трёх дольный
Затрудняется различать
размер, мажор и минор.
Не различает.

Высокий

2.
Определяет:
Определяет
простые формы
простую двух частную и произведений.
трёх
частную
форму
Определяет не все простые
произведения, куплетную.
формы произведений.
Затрудняется в определениях.
3.
Графически
Самостоятельно
графически
изображает крещендо и изображает крещендо и диминуэндо,
диминуэндо, четверти с четверти с паузами в заданной простой
паузами.
последовательности.
Неуверенно
изображает
графическую последовательность.
Затрудняется
самостоятельно
графически
изображать
простую
ритмическую
3.
Раздел «Музыкально-ритмические игры и упражнения»
Основные
Предполагаемые действия
показатели музыкального
детей
развития ребёнка

Высокий

1.
Играет
на
Уверенно
играет
на
металлофоне поступенное металлофоне.
движение мелодии вверх и
Играет не на рядом лежащих
вниз. Игра через звук, на пластинах металлофона.
двух, трех пластинах
Затрудняется
самостоятельно
металлофона
играть.

Высокий

2.
Отгадывает
Верно
отгадывает
звучание
звучание
музыкального музыкального инструмента и передает
инструмента и повторить ритм.
ритмический рисунок.
Передает ритм с помощью
педагога.
Затрудняется в передаче ритма с
помощью педагога.
4.
Раздел «Игра в оркестре (ансамбле)»
Основные
Предполагаемые действия

Высокий

14

Средний
низкий

Средний
низкий
Высокий

Средний
низкий

Уровни

Средний
низкий

Средний
низкий
Уровни

показатели музыкального
развития ребёнка

детей

1.Владеет
элементарной игрой на
металлофоне, дудочке,
флейте.

Владеет игрой на нескольких
инструментах.
Играет
только
на
одном
инструменте.
Затрудняется
играть
на
музыкальном инструменте.
2.
Начинает
и
Самостоятельно
начинает
и
заканчивает игру вместе.
заканчивает игру. Соблюдает общий
Соблюдает общий темп и ритм, динамику. Понимает жест
темп и ритм, динамику.
дирижёра.
Понимает
Начинает и заканчивает игру,
дирижёрский жест.
соблюдает темпо-ритм и динамику с
помощью педагога.
Затрудняется играть слаженно
в оркестре (ансамбле). Не всегда
понимает жест дирижёра.
5.
Раздел «Музыкально-игровое творчество»
Основные показатели
Предполагаемые действия детей
музыкального
развития
ребёнка
1.Подыгрывает
Свободно
подыгрывает
музыкальному
музыкальному сопровождению.
сопровождению.
Подыгрывает
с
помощью
педагога.
Затрудняется подыгрывать.
2.
Играет
с
Понимает
жест
дирижёра.
дирижёром.
Играет с дирижером. Может выступать
в роли дирижёра.
Понимает жест дирижера, но
теряется при игре.
Не понимает жест дирижера.
3. Придумывает свой
Самостоятельно придумывает
ритмический рисунок на
ритмический рисунок, импровизирует.
песни и стихи.
Придумывает и импровизирует
Импровизирует.
с помощью педагога.
Затрудняется
сочинять
и
импровизировать.

Высокий
Средний
низкий
Высокий

Средний
низкий

Уровни
Высокий
Средний
низкий
Высокий
Средний
низкий
Высокий
Средний
низкий

1.9. Психолого-педагогические условия, обеспечивающее развитие ребенка
1) Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
15

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в музыкально-ритмической деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия 5;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность.
1.10. Планируемые и ожидаемые результаты освоения программы
В результате занятий, у дошкольников должен сформироваться устойчивый
интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной
деятельности и потребность в этой деятельности.
Результатом освоения воспитанниками дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Веселый оркестр» является:
- расширение кругозора детей через знакомство с
музыкальной культурой и
музыкальными
инструментами
(русскими
народными,
инструментами симфонического оркестра);
- игра на детских музыкальных инструментах;
- равномерная
ритмическая пульсация и простейшие ритмические рисунки,
динамики и темпом, использование «звучащих жестов» и игр на различных детских
музыкальных инструментах;
- закрепление навыков совместной игры, развитию чувства ансамбля;
- стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах;
- желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни;
- управление своим поведением и планированием своих действий;
- воспитание чувства патриотизма, любови, уважение к народным традициям,
через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами и игру на
них;
- развитие памяти и умение сконцентрировать внимание;
- развитие мышления, аналитических способностей;
- развитие мускулатуры и мелкой моторики пальцев рук;
- координация двигательных функций организма;
- развитие любознательности, фантазии, творческих способности, музыкального вкуса,
интереса к русским народным инструментам, инструментам симфонического оркестра.

16

II Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности
В первый год обучения запланировано знакомство детей с миром музыкальных
инструментов, их происхождением. Рассказать о музыкальных и немузыкальных звуках,
классификации музыкальных инструментов. Познакомить с оркестром русских народных
инструментов и симфоническим оркестром. Познакомить детей с элементарной
музыкальной грамотой: метроритмом, метрическим пульсом, темпом, двух и трёх
дольным размером, сильной долей. Познакомить с понятиями: гамма, тоника, динамика:
форте, пиано, ускорение и замедление темпа при игре на инструментах. Графическое
изображение длительностей, высоты нот, их поступенное движение вверх и вниз.
Программа делится на пять разделов, все занятия подчинены определенной
тематике:
I. Знакомство с музыкальными инструментами.

Познакомить детей с миром музыкальных инструментов, их
происхождением.

Рассказать о музыкальных и немузыкальных звуках классификации
музыкальных инструментов.

Познакомить с оркестром русских народных инструментов и
симфоническим оркестром.
II. Моделирование элементов музыкального языка.

Познакомить детей с элементарной музыкальной грамотой: метроритмом,
метрическим пульсом, темпом, двух и трёх дольным размером, сильной долей

Познакомить с понятиями: гамма, тоника, динамика: форте, пиано,
ускорение и замедление темпа при игре на инструментах.

Графическое изображение длительностей, высоты нот, их поступенное
движение вверх и вниз.
III. Музыкально-ритмические игры и упражнения.

Закреплять знания элементов музыкального языка в играх и упражнениях
посредством игры на музыкальных инструментах, исполнять «звучащие жесты»,
использовать ритмодекламацию.
IV. Игра в оркестре (ансамбле).

Овладевать игрой на ударных инструментах: бубне, барабане, колокольчике,
деревянных ложках, палочках, кубиках, маракасе, треугольнике, кастаньетах, трещотке

Овладевать игрой на мелодических инструментах: металлофоне, ксилофоне.

Играть и заканчивать игру вместе, понимать жест дирижёра.
V. Музыкально-игровое творчество.

Побуждать детей к самостоятельной импровизации на музыкальных
инструментах.

Звукоподражать голосам животных и птиц.

Придумывать свой ритмический рисунок и подыгрывать музыкальному
сопровождению.

Играть с дирижёром, сочинять музыкальное сопровождение.
Эффективность реализации дополнительной общеобразовательной программы
выявляется средствами проведения диагностики уровня овладения музыкальных
инструментов, наблюдения за деятельностью детей, анализа достижений воспитанников.
Итоги реализации данной программы презентуются в следующих формах:,
конкурсы, открытые занятия, праздники, фестивали, предоставление опыта работы
реализации данной программы на семинарах, конференциях, конкурсах педагогического
мастерства.
17

2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Важным направлением деятельности музыкального руководителя является его
взаимодействие с родителями детей. Работа с родителями – это сложная и важная часть
деятельности музыкального руководителя, включающая повышение уровня музыкальных
знаний и навыков родителей, помощь педагога родителям в семейном воспитании для
создания необходимых условий правильного музыкального воспитания детей
Следовательно, можно выделить следующие
основные формы работы
музыкального руководителя с родителями детей в дошкольном возрасте:
1. Презентация дополнительной программы «Веселый оркестр».
2. Индивидуальные беседы с родителями;
3. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального
воспитания ребенка дома.
4. Выступления на родительских собраниях дошкольного образовательного
учреждения с докладами о музыкальном воспитании и образовании детей. Кратко и
доступно раскрыть суть работы с детьми на кружковой деятельности «Веселый оркестр»,
цели и задачи стоящие перед музыкальным руководителем. Можно познакомить
родителей с результатами проведенной диагностик.
5. Анкетирование, опросы для родителей с целью выявления условий
музыкального развития ребенка в семье.
6. Наглядные формы работы. Подготовить для родителей материал на стенде
«Музыкальный уголок», организовать фотовыставку выступлений на занятиях
музыкального оркестра.
7. Открытые музыкальные занятия. На открытых музыкальных занятиях
предлагается родителям стать участниками детского оркестр.
8. Участие родителей в изготовлении музыкальных и шумовых инструментов.
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
Дополнительная
общеобразовательная
и
общеразвивающая
программа
обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных
областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их
эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим
людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для
участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды,
которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности.

18

III Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
Музыкальные
инструменты.

Раздаточный
материал

Демонстраци
онный материл
Маски

шт.,

1.
2.

Барабан с палочками (детский) – 3 шт.,
Барабан с палочками (деревянный) – 1

3.
Бубен большой – 1 шт.,
4.
Бубен маленький – 3 шт.,
5.
Бубен средний – 4 шт.,
6.
Бубенцы на деревянной ручке – 3 шт.,
7.
Гитара детская – 4 шт.,
8.
Дудка – 10 шт.,
9.
Игровая ложка – 10 шт.,
10.
Кастаньеты деревянные – 10 шт.,
11.
Ковер – 3 шт.,
12.
Колотушка – 2 шт.,
13.
Ксилофон – 4 шт.,
14.
Ложки веерные – 2 шт.,
15.
Маракасы (маленькие) – 6 шт.,
16.
Маракасы (большие) – 2 шт.,
17.
Металлофон – 4 шт.,
18.
Диатонические колокольчики (3 набора)
– 24 шт.,
19.
Набор валдайских колокольчиков – 9 шт.,
20.
Погремушка – 50 шт.,
21.
Свистулька расписная – 5 шт.,
22.
Стеллаж оцинкованный – 1 шт.,
23.
Стул детский – 35 шт.,
24.
Табурет для пианино – 1 шт.,
25.
Тамбурин пластмассовый – 15 шт.,
26.
Телефон – 1 шт.,
27.
Треугольники – 8 шт.,
28.
Трещетка круговая (вертушка) – 4 шт.,
29.
Трещетка пластичная – 4 шт.,
30.
Балалайка – 1 шт.,
31.
Саксофон игрушечный – 1 шт.,
32.
Аккордеон игрушечный – 1 шт.
•
голубые платки (на руку) (8 шт.)
•
гвоздики (10 шт.)
•
лилии (15 шт.)
•
веточки с листьями (34 шт.)
•
косынки
Наглядное пособие «Музыкальные инструменты
в картинках», «Фрукты в картинках», «Овощи в
картинках»
•
поросенок (3 шт.)
•
волк (1 шт.)
•
мышь(1 шт.)
•
заяц (1 шт.)
•
лиса (1 шт.)
•
птица (1 шт.)
19

Музыкальнодидактические игры
Технические
средства

•
ёж (1 шт.)
•
осенние маски:
•
ёж (1 шт.)
•
белка (1 шт.)
•
рябина (1 шт.)
•
грибы (3 шт.)
•
осень (1 шт.)
•
осенние листья (1 шт.)
•
капуста (1 шт.)
•
репа (1 шт.)
•
морковь (1 шт.)
•
лук (1 шт.)
•
•
туча+капли-загадки
«Оркестр», «Веселые нотки», «Музыкальные
пуговки», «Логоритмика», «Ритмы в ладошках»,
«Ножки и ладошки», «Встаньте дети, встаньте в круг!».
«Музыкальный домик»
Проектор, экран, ноутбук, звуковая аппаратура,
электронное пианино.

3.2. Информационно-методические
воспитанников

материалы

и

средства

обучения

1.
Каплунова И.М. Наш веселый оркестр. Часть 1: Методическое пособие. –
СПб.: ООО «Лансье», 2018. – 89 с.
2.
Каплунова И.М. Наш веселый оркестр. Часть 1: Методическое пособие. –
СПб.: ООО «Лансье», 2018. – 157 с.
3.
Тютюнникова Т.Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка,
речь, движение» Песенки-бусинки. Материалы семинара №1, Москва 2009-48 с.
4.
Тютюнникова Т.Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка,
речь, движение» Игры с инструментами. Материалы семинара №2, Москва 2009-24 с.
5.
Тютюнникова Т.Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка,
речь, движение» Речевые игры. Пение с орфовскими инструментами. Материалы
семинара №1, Москва 2009-37 с.
6.
Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Игры
звуками. Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «Лансье» 2003-100 с.
3.3. Финансовые условия
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы дошкольного
образования опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих
государственные гарантии прав на получение общедоступного дополнительного
дошкольного образования. Объем действующих расходных обязательств отражается в
государственном (муниципальном) задании образовательной организации, реализующей
программу дошкольного образования.
Нормативная стоимость образовательной услуги определяется как совокупный
объем затрат, необходимых для оказания образовательной услуги одному обучающемуся
и включает в себя затраты на приобретение коммунальных услуг, за исключением
объемов, необходимых для обеспечения сохранения недвижимого имущества.
Затраты, необходимые для оказания образовательной услуги
Вид затрат
Текущий ремонт

Всего детского сада
3000,0
20

Музыкальный зал
3000,0

СЭС
Тепло
Э/э
Вода
ЖБО
ТБО
ТО об. ст.
ТО пожарная
сигнализация
Счет
ТО тр. сиг
охр
охр

13500,0
659266,38
412002
25712
108000
26862
24000
15000

496,0
24240
15149
945
3971
988
882
552

16800
9600
39542
797160

618
353
1454
29310

Средняя прогнозируемая заработная плата педагогов организаций дополнительного
образования в муниципальном образовании в году, на который определяется нормативная
стоимость образовательной услуги (с учетом типа местности) – 35000,0 рублей.
Продолжительность части образовательной программы в часах в рамках часов
учебного плана, предусматриваемых на реализацию программы для всей группы 1 час в
неделю.
Продолжительность части образовательной программы в часах в рамках часов
учебного плана, предусматриваемых на реализацию программы в рамках индивидуальной
работы с детьми, отсутствует.
Продолжительность сопровождения детей дополнительным педагогическим
работникам
одновременно
с
педагогическим
работником,
непосредственно
осуществляющим реализацию части образовательно программы, в рамках групповой
работы с детьми по программе, отсутствует.
Продолжительность сопровождения детей дополнительным педагогическим
работникам
одновременно
с
педагогическим
работником,
непосредственно
осуществляющим реализацию части образовательно программы, в рамках
индивидуальной работы с детьми по программе отсутствует.
Норма нагрузки на ставку педагога дополнительного образования 36 часов в неделю.
4,345 – среднее количество недель в одном месяце.
52 – число недель в году.
3 – периодичность прохождения повышения квалификации педагогическим
работникам (один раз в три года)
Наполняемость группы при реализации части образовательной программы от 10 до
20 человек. Средняя наполняемость группы при реализации части образовательной
программы m=15 человек.
1,05 - коэффициент привлечения дополнительных педагогических работников
(педагоги-психологи, методисты, социальные педагоги и прочее) для сопровождения
реализации части образовательной программы
0,2 - коэффициент, учитывающий потребность в привлечении работников, которые
не принимают непосредственного участия в реализации образовательной программы
(административно-управленческий,
административно-хозяйственный,
учебновспомогательный и иной персонал).
1,302 – коэффициент отчислений по страховым взносам в государственные
внебюджетные фонды.
1,2 – коэффициент учитывающий сохранение заработной платы для работников,
пребывающих в срочном отпуске, проходящих очередное повышение квалификации, а так
21

же пребывающих на больничном. Расчетное значение коэффициента определяется как
сложившееся отношение числа рабочих дней в году и числа дней, которое в среднем
должны отработать педагогические и иные работники.
2313,0 - базовая потребность в приобретении услуг, необходимых для обеспечения
организации реализации образовательных программ (в том числе услуг по содержанию
объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, включая поведение
текущего ремонта и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических
требований, противопожарной безопасности, охраной сигнализации, коммунальных услуг,
услуг связи), определена для одного кабинета на одну неделю функционирования.
3500,0 - средние расходы на обеспечение повышения квалификации на одного
педагогического работника (включая оплату услуг повышения квалификации, проезд и
организацию проживания педагогических работников)
4620,0 - средние расходы на обеспечение прохождения одним педагогическим
работником ежегодно медицинского осмотра
2121,40м2 составляет площадь детского сада. 78м2 площадь музыкального зала.
3.4. Кадровые условия реализации
№

ФИО,
должность

Год
рожде
ния

Образование, год

Повышение квалификации, тема, год, ко-во
часов

Аттестаци
я
Сроки,

15

Томилова
Анна
Владимиров
на
(музыкальн
ый
руководите
ль)

29.05.1
989

Красноуфимский
педагогический
колледж,2009г.
НОУ ВПО «Восточно
– институт»

Проектирование
образовательной
деятельности в условиях введения и
реализации
федерального
государственного
образовательного
стандарта дошкольного образования» с
использованием
дистанционных
образовательных технологий (40 час.)
(2015 г.)

1кк
с
27.04.2020
27.04.2025
г.

3.5.Учебный план
Учебный план по дополнительному образованию разработан на основе учета
интересов
воспитанников и с учетом профессионального потенциала педагогического
коллектива.
Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в интересах
личности, общества и государства. Дополнительное образование - это такая сфера
деятельности, которая даёт возможность детям развивать творческие способности.
Учебный план занятий дополнительного образования на 2020/2021
учебный год разработан в соответствии со следующими нормативными
документами:
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Уставом МБДОУ «Криулинский детский сад №3»
Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Об
утверждении
порядка организации и осуществления образовательной
дополнительным общеобразовательным программам»
Приказом Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 продолжительности
рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников»
Продолжительность освоения программы по годам определяется педагогом в
соответствии с запросами детей и родителей, с учетом социального заказа. Недельная
22

нагрузка на одну группу определяется администрацией по согласованию с педагогом в
зависимости возраста воспитанников, продолжительности освоения данной программы 1
час в неделю. Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы ,
пожелания родителей и детей.
Продолжительность занятий исчисляется в часах – 30 минут.
Прием детей
в группу осуществляется по желанию родителей (законных
представителей).
По окончанию учебного года, с целью представления результатов работы,
проводятся отчетные концерты, открытые занятия, конкурсы, соревнования, праздники и
другие мероприятия. Формы и сроки их проведения определяет педагог по согласованию с
администрацией.
Представленный вариант учебного плана ориентирован на решение следующих
задач:
- обеспечение гарантий права ребенка на дополнительное образование;
- творческое развитие личности и реализация с этой целью программ
дополнительного
образования в интересах личности ребенка, общества, государства;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
-формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в
обществе.
Начало занятий в системе дополнительного образования начнется с 1 сентября
2020 года по 28 мая 2021г.
Учебный план
дополнительного образования
на 2021-2022 учебный год
Направ
леннос
ть

Форма
и
название
творческого
объединения

Худож «Веселый
ествен оркестр»
ноэстетич
еской
Итого

Форма
Год
организа обуче
ции
ния
деятельн
ости

Возрас
т
детей

Колво
групп

Колво
учащ
их
ся

Всего
часов
в
недел
ю

Всего
часов
в
год
на
одну
групп
у

Всег
о
часо
в
в
год

Группов
ая

5-8 лет

1

20

1

34

34

1

20

1

34

34

1

Режим занятия на 2021-2022 год
Название
творческого
объединения
«Веселый
оркестр»

День недели

Возраст
детей

Время

Количество
часов в неделю

Вторник

5-7 лет

16:00-16:30

1

23

Учебный тематический план
Дети в возрасте от пяти до семи лет
№

1.

Название модуля

Знакомство с
музыкальными
инструментами

Всего
5

Количество часов
теория практика
2
3

2.

Моделирование элементов
музыкального языка

4

2

3.

Музыкально-ритмические
игры и упражнения
Игра в ансамбле

8

1

11

2

9

Музыкально-игровое
творчество

6

0

6

7

27

4.

5.

Итог: 34

2

7

Формы
контроля
Создание мини-музея
музыкальных
инструментов, беседа,
игра «Определи
инструмент»
Анализ деятельности
детей, блиц-опрос,
игра.
Открытые мероприятия
«Играем вместе с
мамой», «Новогодние
забавы».
Выступление ансамбля
на утренниках и
развлечениях (осенний
праздник, День матери,
Новый год, 23 февраля,
8 Марта).
Участие в городских
конкурсах и
фестивалях.
Анализ творческой
деятельности
Отчетный концерт

1. Знакомство с музыкальными инструментами.
Теория: Познакомить детей с миром музыкальных инструментов, их
происхождением. Рассказать о музыкальных и немузыкальных звуках, классификации
музыкальных инструментов. Познакомить с оркестром русских народных инструментов и
симфоническим оркестром.
Практика: Использование видео-сюжетов выступлений симфонического и
народного оркестров, иллюстрации, познавательная информация (как устроен
инструмент; история инструмента; как используется); развивающие задания («Дорисуй
недостающее», «Четвертый лишний», «Нарисуй по памяти», «Раскрась по образцу»);
разрезные картинки, музыкальное «Лото», дидактические игры на развитие тембрового
слуха.
II. Моделирование элементов музыкального языка.
Теория: Познакомить детей с элементарной музыкальной грамотой: метроритмом,
метрическим пульсом, темпом, двух и трёх дольным размером, сильной долей.
Познакомить с понятиями: гамма, тоника, динамика: форте, пиано, ускорение и
замедление темпа при игре на инструментах, агогика. Графическое изображение
длительностей, высоты нот, их поступенное движение вверх и вниз.
Практика: Моделирование темпа (игра «Научи матрешку танцевать»), метра,
размера, ритма (игра «Ритмическая азбука», «Веселые нотки»), звуковысотные отношения
(игры на подражание птиц и животных), динамики (упражнения: крик-шепот, громкая
ритмизованная речь, тихая речь, нормальная)
III. Музыкально-ритмические игры и упражнения
24

Теория: Закреплять знания элементов музыкального языка в играх и упражнениях
посредством игры на музыкальных инструментах, исполнять «звучащие жесты»,
использовать ритмодекламацию.
Практика: Стихи с движением («Ритмические кубики» «Логоритмика» и др.).
Вокально – двигательные разминки («Ритмическое эхо», «Два кота» и др.).
Движение и активное слушание («Звуки, окружающие нас», «Двигайся под
музыку»).
IV. Игра в оркестре (ансамбле)
Теория: Познакомить с игрой на ударных инструментах: бубне, барабане,
пандейре, колокольчике, деревянных ложках, палочках, маракасах, треугольнике,
кастаньетах, трещотках, тарелках.
Практика: Овладевать игрой на мелодических инструментах: дудочках, флейтах,
металлофоне на одной и нескольких пластинах, в разной последовательности, аккордеоне,
детском синтезаторе. Играть и заканчивать игру вместе, понимать жест дирижёра.
Освоить ритм в музыкальных произведениях. Игра в оркестре, с использованием
одинаковых и разных музыкальных инструментов.
V. Музыкально-игровое творчество (предполагает наличие детских музыкальных
инструментов, шумовых инструментов)
Теория: Побуждать детей к самостоятельной импровизации на музыкальных
инструментах. Звукоподражать голосам животных и птиц.
Практика: Придумывать свой ритмический рисунок и подыгрывать музыкальному
сопровождению. Играть с дирижёром, сочинять музыкальное сопровождение.
3.6. Календарно-тематическое планирование
I квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Наименов
Программное содержание
ание разделов
5-7 лет
1.Знакомство с Знакомство детей с ударными инструментами
музыкальными
(бубном, барабаном, колокольчиком). Рассказать
инструментами
о
конструктивных
особенностях
этих
инструментов, их происхождении. Показать
приёмы игры на них.
Знакомить со звуками окружающего мира, о
возникновении музыкальных инструментов.
Познакомить с оркестром детских музыкальных
инструментов по группам: ударные,
мелодические, духовые, Рассказать о
конструктивных особенностях духовых (флейты,
дудочки) и пневматических инструментов
(аккордеон, баян), их происхождении. Показать
приёмы игры на них.
2.Моделирование Познакомить с понятиями: музыкальные и
элементов
немузыкальные звуки. Дать представление о
музыкального
высоких и низких звуках, о динамике музыки
языка
(тихо-громко). Знакомство с нотой «до».
Вспомнить, закрепить понятия: долгие и
короткие звуки, темп. Познакомить с понятием:
гамма, тоника, с длительностями: четверть,
восьмая; динамикой: форте, пиано. Изображать
графически долгие и короткие звуки, крещендо и
диминуэндо.
25

Репертуар
Использовать
любые
звуки
окружающего мира
(фонограмма).
Аудиозапись
звучания
аккордеона, баяна,
флейты, дудочки.

«Кукушка» рус.нар
песня «Тихие и
громкие звоночки»
Р.Рустамова
«Марш
деревянных
солдатиков»
П.Чайковский
Речевое,
двигательное
и

3.МузыкальноРазвивать у детей представление о ритме.
ритмические
Познакомить с игрой на колокольчиках
игры
и различной высоты, отмечая сильную долю такта.
упражнения
Выполнять простейший ритмический рисунок
четвертями с помощью хлопков, а так же
используя знакомые ударные инструменты
(бубен, барабан, пандейра, колокольчик)
В произведениях различного характера и темпа
слышать и отмечать метрическую пульсацию на
деревянных палочках, бубне, треугольнике.
Выделять сильную долю такта. Работать над
ритмами: две четверти, две восьмые – четверть.
На металлофоне играть поступенное движение
мелодии вверх и вниз. Игра через звук. Уметь
отгадать звучание музыкального инструмента и
повторить ритмический рисунок.

графическое
моделирование
«Птица
и
птенчики»
Е.Тиличеевой
«Тихие и громкие
звоночки»
Р.Раухвергера
«Тише-громче
в
бубен
бей»
Е.Тиличеевой Игра
«Оркестр» «Найди
музыкальный
инструмент»
Марши
А.Филиппенко,
С.Прокофьева,
А.Жилинского,
Польки
П
.Чайковского,
Глинки,
«Андрейворобей»
рус.нар.попевка
«Полька»
М.Глинки
(авторская)
«Итальянская
полька»
С.Рахманинова
Вальс
А.Гречанинова
(авторская)

4.Игра в оркестре Игра на ударных шумовых инструментах. Игра
(ансамбле)
на металлофоне на одной пластине. Побуждать
детей вместе начинать игру на ударных
инструментах после музыкального вступления и
заканчивать игру вместе с окончанием звучания
музыки. Соблюдать общий темп, ритм и
динамику
Пробуем играть в ансамбле простые песенки и
попевки в размере 2/4, соблюдая общий темп,
динамику и настроение. Индивидуально
разучиваем партии на дудочке и металлофоне.
5.Музыкально
Пропевать своё имя, имя друга. Передавать на «Полька»
игровое
любом музыкальном инструменте ритмический М.Глинки
творчество
рисунок своего имени, имени друга. Передавать
хлопками, постукиванием, игрой на одном звуке
ритм слов, имен, фраз. Выполнять импровизации
на пандейре, бубне, барабане.
Прохлопать, простучать, сыграть на инструменте
ритмический рисунок слов, имен, фраз, стихов.
Звукоподражать голосам животных и птиц.
Передавать конструктивные импровизации
различных музыкальных инструментов.
Наименова
ние разделов
1.Знакомство с
музыкальными
инструментами

II квартал (декабрь, январь, февраль)
Программное содержание
Репертуар
5-7 лет
Продолжать знакомить детей с простейшими Аудиозаписи
со
ударными
инструментами:
деревянными звучанием ОРНИ
ложками,
палочками,
маракасами, Использование
26

2.Моделирование
элементов
музыкального
языка

треугольником. Познакомить детей с русскими
народными инструментами балалайкой и
баяном.
Познакомить детей с симфоническим
инструментом: скрипка ударной группой:
барабан, тарелки, треугольник.
Познакомить с метроритмом. Понятия: ритм,
сильная доля. Побуждать детей прохлопывать
метроритм, двигаться под него.
Продолжать знакомить с понятиями: сильная
доля, пульс музыки; размер 2/4, ¾, пауза,
тоника, гамма. Познакомить с понятием октава.
Уметь изображать графически с помощью
широких полос длительности: две четверти,
четверть и др.

3.МузыкальноУпражнять детей отмечать на ударных
ритмические игры инструментах (деревянные ложки, маракасы,
и упражнения
палочки) сильную долю такта. Воспроизводить
на ударных инструментах ритм простых
потешек и стишков. Познакомить с ускорением
и замедлением темпа при игре на инструментах.
Учимся тактировать «звучащими жестами» в
размерах 2/4, ¾, 4/4 Уметь играть через звук и
на двух близлежащих пластинах металлофона
4.Игры в оркестре Разучиваем произведение. Принцип игры и
(ансамбле)
пения «эхо» (повтор за педагогом) В шумовом
оркестре начинать и заканчивать игру вместе.
Соблюдать общийтемп и ритм.
Игра в шумовом оркестре. Вместе вступать и
заканчивать произведение. Сохранять общий
темп, характер произведения. Отрабатывать в
игре трёхдольный размер, с акцентом на
сильную первую долю. Играть оркестровые
партии.
5.МузыкальноИсполнять
импровизацию
«Дождик
игровое
накрапывает», «Дождик моросит», «Ливень» на
творчество
металлофоне.
Звукоподражать
голосам
животных и птиц. Импровизации на деревянных
палочках, ложках, металлофоне, маракасах.
Сочинить ритмический рисунок, песенку на
стихи А.Барто из цикла «Игрушки».
Наименов
ание разделов
1.Знакомство с
музыкальными
инструментами

III квартал (март, апрель, май)
Программное содержание
5-7 лет
Продолжать знакомить детей со звучанием
оркестра русских народных инструментов.
Продолжить знакомство с симфоническим
оркестром, духовой группой: труба,
валторна, флейта.
27

мультимедийной
аппаратуры.
(Настоящие
инструменты)
«Полька»
М.Глинки «Поезд»
Н.Метлова
«Маленький
вальс»
Д.Кабалевского
«Елочка» Красева
Речевое,
двигательное
и
графическое
моделирование
«Сорокасорока»
рус.нар.потешк а
«Игра с бубном»
Двигательное
метрирование.
«Аннушка»
чеш.нар.мелоди я
«Полька»
П.Чайковского
«Барыня»
рус.нар.мелоди я
(фонограмма)
«Аннушка»
чеш.нар.мелоди я
«Новогодний
вальс» (авторская
разработка)
-

Репертуар
Аудиозаписи со
звучание
инструментов
русского народного
оркестра.

Продолжить знакомство с народными
инструментами: домра, цимбалы, трещотка,
аккордеон
2.Моделирование Познакомить с долгими и короткими
звуками. Познакомить с понятием «пауза».
элементов
Прохлопывать четверти и восьмые.
музыкального
Выкладывать длительности на магнитной
языка
доске (широкие и узкие полоски, карточки).
Познакомить с нотами «до», «ре», «ми»,
«фа».
Знакомить с понятиями «мажор» и «минор».
Определять на слух. Закрепление
пройденного материала.
Знакомить с ритмической пульсацией в 3-х,
3.Музыкально2-х, 4-х дольном размере через
ритмические
дидактическую игру. Передавать на
игры и
знакомых музыкальных инструментах
упражнения
простой ритмический рисунок мелодии.
Познакомить с игрой «Ритмическое эхо»
Играть на металлофоне песенки, состоящие
из 2-3 звуков. Продолжать
совершенствовать «звучащие жесты».
Побуждать детей к тактированию в 2- х, 3дольном размере.
4.Игра в
оркестре
(ансамбле)

5.Музыкальноигровое
творчество

Месяц
Сентябрь

Своевременно вступать и заканчивать свою
партию, соблюдать темп и динамику.
Слышать смену музыкальных фраз,
предложений, частей.
Играть индивидуально, в ансамбле простые
песенки и попевки. Играть всем оркестром,
соблюдая темп, динамику, характер
произведения. Повторение и закрепление
пройденного.
Развивать умение придумывать свой
ритмический рисунок и подыгрывать
музыкальному сопровождению. На
музыкальных инструментах пытаться
изобразить движения различных животных
(ходит медведь, прыгает зайчик, поёт
птичка и т.д.) Импровизировать на
кастаньетах, треугольнике, трещотке,
тарелках.
Играть с дирижером. Проговаривать и
простукивать различные тексты в разных
темпах, меняя динамику. Импровизация
«Гроза». Игра «Отзовись, кого зовут».
Сочини музыкальное сопровождение.
неделя

Речевое, двигательное
и графическое
моделирование
Произведения из
«Детского альбома»
П.Чайковского

Дидактическая игра
«Ритмические
кубики». «Лесенка»
Е.Тиличеевой Игра
«Угадай на каких
инструментах играем»
«Василёк», рус.нар.
песня «Во саду ли, в
огороде» рус.нар.
песня
«Солнышковёдрышко»
рус.нар. песня
«Как у наших у
ворот» р..н. п.
«Как под горкой»
рус.нар.песня «Марш»
Свиридова

Тема занятия
5-7 лет
Что такое музыка?

1неделя
28

-

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь
Февраль

Март

Апрель

Май

2 неделя
3 неделя
4 неделя
1неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1неделя
2 неделя
3 неделя
1неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Звучащие жесты
Громкие и тихие звуки
Деревянные звуки
Металлические звуки
Шуршащие звуки
Стеклянные звуки
Шумовые и музыкальные звуки
Каким был первый музыкальный инструмент?
Природные и самодельные инструменты
Я-исполнитель
Рождение музыкальных звуков
Шумовые инструменты
Все мы музыканты-вот нас сколько!
Самодельные музыкальные инструменты
Музыкальный тембр и образ
Ударные музыкальные инструменты
Музыкальное пространство: далеко, близко
Музыкальный регистр: высоко, низко
Зимние фантазии
Зимние звуки
Что такое ансамбль?
Музыкальная живопись
Ритмические игры
Музыкальные профессии
Молоточек мы возьмем и везде стучать начнем
Веселые инструменты
Звуки весны. Звучащие жесты
Звук и тишина
Деревенский оркестр
Музыкальная карусель
Дискотека
Я-солист
Позови музыкой
«Мы солнышка лучи»

3.7. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства
ДОУ, группы, а также
территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития
детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их
развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность
общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а
также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
29

- учет возрастных особенностей детей.
4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и
безопасной.
3.8. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на
обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с
учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь
к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и
возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа
построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты),
которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и
посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный
интерес детей к:
-явлениям нравственной жизни ребенка
-окружающей природе
- миру искусства и литературы
- традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
- событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город,
День народного единства, День защитника Отечества и др.)
- сезонным явлениям
- народной культуре и традициям.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести
региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.
Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока
дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать
информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные
возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков,
понятийного мышления.
Введение похожих тем в старшей и подготовительной группах обеспечивает
достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на
протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их
индивидуальными возможностями.

30

Контрольно-измерительные материалы

Приложение №1

Компоненты развития музыкальных способностей
детей дошкольного возраста на конечном этапе обучения и критерии их оценок
Компоненты
Критерии оценок музыкальных способностей
музыкальных
способностей
1.Музыкальная Запоминание, узнавание и воспроизведение музыкального
память
материала. Наличие музыкального «багажа» памяти и умение им
пользоваться
2.Чувство
Точность, четкость передачи ритмического рисунка
ритма
3.Творческие
Умение сочинить ритмический рисунок, небольшую мелодию на
навыки
3-4-х нотах. Умение образно мыслить и передавать свои чувства в
разных видах музыкальной деятельности (пении движении, игре
на музыкальных инструментах)
Практические задания
Задание № 1
Цель: выявить наличие у детей развитого тембрового слуха, слухового внимания
Педагог исполняет любую мелодию в разных регистрах: высоком, среднем, низком. При
этом оговаривается, что песенку исполняют разные животные (высокий регистр - мышка,
средний регистр - зайчик, низкий регистр - медвежонок). В форме музыкальной загадки
ребенку предлагается угадать, кто из животных поет свою песенку.
Задание № 2
Цель: определить наличие у ребенка звуковысотного слуха, слухового внимания
Задание на умение подражать звукам в интервале терции от разных звуков. Например,
кукушки (ку-ку) мычание коровы ( му - му), вороны (кар-кар) и т.д. Возможно, применить
и другие интервалы (кварта, квинта).
Задание №3
Цель: выявить у ребенка наличие музыкальной памяти по пройденному ранее
музыкальному материалу
Ребенок поет или играет на фортепиано, наизусть ранее изученные распевки, потешки, не
сложные народные песни для детей, изученные по программе в течение всего года.
Задание № 4
Цель: определить наличие и чувство ритма у ребенка
Прохлопать заданный ритмический рисунок, показанный педагогом, или прохлопать
ритмический рисунок попевки, которую исполнит педагог (Например «Барашеньки 31

крутороженьки» «Сорока-сорока») и т.п. Предложить ребенку прохлопать ритм по нотам
или же проиграть на музыкальном инструменте.
Задание № 5
Цель: выявить наличие у ребенка творческих навыков
Сочинить на четверостишье мелодию, состоящую из нескольких нот. Придумать
ритмический рисунок при исполнении той или иной песни с использованием шумовых
музыкальных инструментов (ложки, трещотки, бубен, свистульки). Причем предложить
ребенку в одной песне воспользоваться разными шумовыми инструментами по желанию.
Развития компонентов музыкальных способностей (уровни)
Компонент
Чувство
ритма

Высокий
Чёткая точная
передача
ритмического
рисунка

Музыкальная
память

Быстрое
запоминание,
узнавание
воспроизводимого
музыкального
материала

Творческие
навыки

Способность
придумать попевку
на 2-3 нотах,
придумать
ритмический
рисунок, умение
образно мыслить и
передавать свои
чувства в разных
видах музыкальной
деятельности(пении,
танцевальных
движениях, игре на
музыкальных
инструментах)

УРОВНИ
Средний
Передача
отдельных
элементов
ритмического
рисунка,
улучшение
показателей
после
повторного
показа
Неточное
запоминание и
воспроизведение
музыкального
материала
Не всегда может
сочинить что-то
от себя, проще
повторить за
другим
человеком,
стеснителен в
проявлении
творческих
заданий.

32

Низкий
Нет точности
передачи
ритмического
рисунка, нет
улучшений после
повторного показа

Несформированность
навыков
запоминания,
воспроизведения,
узнавания
музыкального
материала
Затрудняется в
выражении своих
эмоций, не может
ничего придумать
своего, отказывается
от творческих
заданий, замыкается
в себе, не идет на
контакт.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».