ДОП Кляксочка (Голенищева1)

Составитель: Малышева Светлана Григорьевна, педагог дополнительного образования
МБДОУ «Криулинский детский сад № 3».
3».

Редактор: Федякова С.М., старший воспитатель МБДОУ « Криулинский детский сад №

Дополнительная общеобразовательная и общеразвивающая программа по
направлению художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность)
«Кляксочка» для детей в возрасте от пяти до восьми лет / авт.-сост. С.Г.Малышева, с.
Криулино: МБДОУ «Криулинский детский сад №3», 2021 год.
Дополнительная общеобразовательная и общеразвивающая программа по
направлению художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность)
«Кляксочка» позволяет осуществлять художественно-эстетическое направление в развитии
детей. Программа направлена на достижение целей формирования интереса к эстетической
стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении
через нетрадиционные техники рисования, развитие детского творчества; приобщение к
изобразительному искусству.
Данная программа рассчитана на один год обучения для детей в возрасте от пяти до
восьми лет. Реализация программы предполагает 34 занятия.
Срок реализации программы 2021- 2022гг.

2

Содержание
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка

4

1.2 Цели и задачи программы

5

1.3 Перечень нормативных и нормативно-методических документов

6

1.4 Принципы и подходы к формированию программы

7

1.5 Значимые для разработки и реализации характеристики, в том числе
характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
Развивающее оценивание качества образования

8

1.6 Формы, методы и приемы реализации программы

10

1.7 Педагогические технологии

11

1.8 Психолого-педагогические условия, обеспечивающие
ребенка
1.9 Планируемые результаты освоения программы

развитие

12
12

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии
направлением художественно-эстетического развития ребенка
2.2 Способы и направления поддержки детской инициативы

с

14
15

2.3 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

16

3.1 Материально-техническое обеспечение

17

3.2 Информационно-методические материалы и средства обучения
воспитанников
3.3 Финансовые условия

17

3.4 Кадровые условия

21

3.5 Учебный план

21

3.6 Календарно-тематическое планирование

23

3.7 Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды
3.8 особенности традиционных событий, праздников и мероприятий

29

19

30
3

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.

Пояснительная записка

….Это правда! Ну чего же тут
скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне….
Э. Успенский

Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования для
детей 3-8 лет имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности
по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для
дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как
анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными
усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).
Главное на занятиях кружка «Кляксочка» – желание побывать в сказочном мире
фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный
пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…
Занятия кружка проводятся
под девизом: Я чувствую
Я представляю Я
воображаю Я творю.
Актуальность программы «Кляксочка» заключается в том, что в процессе ее
реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности,
которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему
необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих
способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение
удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное
занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно –
можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно –
помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно –
рисуешь, и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить
родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения в нетрадиционной технике
рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько,
насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественнотворческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных
качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Главное, развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности
самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в
инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей,
поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность
программы «Кляксочка».
4

Дополнительная общеобразовательная программа «Кляксочка» разработана для
осуществления художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, решения
ряда задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Программа включает сотрудничество с социальными партнёрами, сотрудниками, с
родителями во время организации выставок как в детском саду, так и за пределами его,
оформление праздников, развлечений, и т.п.
Программа рассчитана на детей старшей и подготовительной к школе группы
детского сада.
Срок реализации данной программы один год. В программе расписаны темы
каждого занятия для детей 5-8 лет. Уровень стартовый, что предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания образовательной программы.
Продолжительность образовательной программы по учебному плану составляет 34
часа. Занятия проводятся по подгруппам и группам, один раз в неделю, во второй
половине дня продолжительностью 30 минут. Число детей, одновременно находящихся в
группе от 10 до 20 человек. По окончанию дополнительной общеобразовательной и
общеразвивающей программы, воспитанникам выдаются свидетельства.

1.2 Цели и задачи программы:
Цель: развитие художественно – творческих способностей детей 5 – 8 лет.
Задачи:
1.Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное
мышление и любознательность;
2.Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно
знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
3.Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и
эстетическую отзывчивость.
4.Направлять детей управлять своим поведением и планировать свои действия.
5.Воспитывать творческую инициативу.
6.Формировать сознательные отношения между детьми.
7.Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
8.Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными
материалами.
9.Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
10. Развивать мышление, аналитические способности.
11. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
В ходе реализации программы дети знакомятся со следующими техниками рисования:
 «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
 монотипия;
 рисование свечой;
 рисование по мокрой бумаге;
 рисование путем разбрызгивание краски;
 оттиски штампов различных видов;
 «точечный рисунок»;
 граттаж;
 кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
 рисование жесткой кистью (тычок);
 рисование на полиэтиленовой пленке.

5

1.3 Перечень нормативных и нормативно-методических документов

3.

4.

5.

6.

Федеральный уровень
1.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726 -р) (далееконцепция развития дополнительного образования детей)
2.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте Российской федерации по
стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11)
(далее Федеральный приоритетный проект)
Региональный уровень:
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. №461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области»
Постановление правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. №503 ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области»
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 № 70-Д «Об утверждение методических рекомендаций» «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области»
Основания для проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных
1 .Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от
02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] //
Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.№ 196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (далее- Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам);
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
5. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей»);
6. приказ Минобрнауки России от 29.01.2014 №2 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»

6

1.4. Принципы и подходы к формированию программы дополнительного
образования
В соответствии с ФГОС ДО Программа дополнительного образования построена
на следующих принципах:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка
в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы художественно-эстетического развития:
Принцип природосообразности
предполагает,
что
воспитание
должно
основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных
процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека,
воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность
за развитие самого себя; необходимо культивировать определенные этические установки
по отношению к природе, к планете, а также природоохранное и ресурсосберегающее
поведение.
Принцип культуросообразности
предполагает,
что
воспитание
должно
основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с
ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими
особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих
общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к различным пластам культуры
этноса, общества и мира в целом.
Принцип развивающего характера художественного образования подразумевает,
что проектирование содержания продуктивной деятельности осуществляется в логике
развивающей и развивающейся деятельности (ребенок развивается в деятельности и сама
деятельность развивается). Для педагога приоритетными становятся задачи развития
каждого ребенка, с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
Принцип приоритета содержания по отношению к методам и технологиям:
ведущая педагогическая линия выстраивается как организация культуросообразного
образовательного пространства, в котором создается проблемное поле культуры
(содержание), а методы и технологии служат для «обработки» этого поля в целях его
освоения.
Принцип гуманистической
направленности
воспитания
предполагает
последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и
самостоятельному субъекту собственного развития. Реализация этого принципа
эффективно влияет на развитие рефлексии и саморегуляции; на формирование
отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; на развитие чувства собственного

7

достоинства, ответственности, толерантности; на формирование личности как носителя
демократических и гуманистических отношений в обществе.
Занятия будут проходить в игровой, наглядной и дидактических формах. Игры
детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой
осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления
личного творчества, личной активности.
« Игра – путь к познанию мира, в котором дети живут и который призваны
изменить», считал А.М. Горький. В играх познаются разнообразные свойства предметов,
разнообразные свойства жизни. В играх заложена огромная информация о различных
знаниях и сведениях. Ребенок получает их свободно, без нажима и насилия. Важнейший
психологический секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе, на
удовольствии.
При составлении программы дополнительного образования учитывались
следующие подходы:
- Личностно - ориентированный подход, который предусматривает организацию
образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является
главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностноориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе
изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей, с учетом признания
уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на
уважение;
- Системно-деятельностный
подход,
связанный
с
организацией
целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее
структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная,
познавательная, трудовая, художественная, игровая, и другие); формами и методами
развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в
образовательную деятельность;
- Средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней
и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности
ребенка.
Компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной
деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно
действовать в ходе решения актуальных задач.
1.5 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в
том числе характеристики развития детей дошкольного возраста. Развивающее
оценивание качества образования.
Возрастные особенности детей 5- 6лет
В возрасте около 5 лет в развитии ребенка происходит большой скачок:
появляется способность произвольно управлять своим поведением, а также процессами
внимание и запоминания. Теперь ребенок уже может принять и попытаться выполнить
задачу «запомнить», «сосредоточиться». Появление произвольности — решающее
изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение
внешних, окружающих предметов, а овладение собственным поведением.
В дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного,
волевого и эмоционального развития ребенка.
В возрасте от 5 до 6 лет у детей развиваются изобразительные способности,
воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных
композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов –к
живописи или графике, пластике или дизайну. На протяжении всего дошкольного
периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать,
не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и
последовательно
обследовать
и
описать
предмет,
выделяя
наиболее
8

заметные особенности. Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно
перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе
познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о
чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них
обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования зависит
структура формируемых образов. Сенсорная культура имеет большое значение
для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы,
сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения
искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ,
овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение,
цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах,
используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение
изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой
деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного
воспроизведения форм.
Дети 6-8 лет
Произвольность поведения и психических процессов имеет решающее значение
для успешности школьного обучения, так как означает умение ребенка подчинять свои
действия требованиям учителя. В школе, как известно, ребенок занимается не тем, чем
хочется, а прилагает все усилия для достижения целей, поставленных учителем.
Трудность в достижении и удержании таких целей состоит в том, что не все учебное
содержание, даже при самой удачной методике, будет захватывающе интересно для всех
детей. Поэтому ребенок должен не только решать поставленную задачу по содержанию,
например, аккуратно писать палочки, но и уметь заставить себя заниматься написанием
палочек, когда на самом деле ему хочется рисовать что-то другое, например, самолет.
В программе разработан механизм диагностики качества образовательного
процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками
теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и
навыков. С этой целью используются адаптированная диагностическая методика
Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной
деятельности как способ развития детей дошкольного возраста).
Содержание и условия реализации образовательной программы соответствуют
возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся по программе.
Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста
Уровни развития
Разделы
Средний
Высокий
Техника
Дети знакомы с необходимыми Самостоятельно
используют
работы
с навыками
нетрадиционной нетрадиционные
материалы
и
материалами техники рисования и умеют инструменты. Владеют навыками
использовать нетрадиционные нетрадиционной техники рисования и
материалы и инструменты, но применяют
их.
Оперируют
им
нужна
незначительная предметными терминами.
помощь.
Предметное
Передают общие, типичные, Умеет передавать несложный сюжет,
и сюжетное характерные признаки объектов объединяя в рисунке несколько
изображение и
явлений.
Пользуются предметов, располагая их на листе в
средствами
выразительности. соответствии с содержание сюжета.
Обладает
наглядно-образным Умело передает расположение частей
мышлением. При использовании при рисовании сложных предметов и
навыков
нетрадиционной соотносит их по величине. Применяет
техники рисования результат все
знания
в
самостоятельной
получается
недостаточно творческой деятельности. Развито
9

качественным.

Декоративная Различают виды декоративного
деятельность искусства. Умеют украшать
предметы
простейшими
орнаментами и узорами с
использованием
нетрадиционной
техники
рисования.

художественное
восприятие
и
воображение. При использовании
навыков нетрадиционной техники
рисования
результат
получается
качественным.
Проявляют
самостоятельность, инициативу и
творчество.
Умело применяют полученные знания
о декоративном искусстве. Украшают
силуэты
игрушек
элементами
дымковской
и
филимоновской
росписи с помощью нетрадиционных
материалов
с
применением
нетрадиционной техники рисования.
Умеют украшать объемные предметы
различными приемами.

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная –
сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования
заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
Ф.И.ребенка

с

Техника работы
материалами
9

В
В

5
В
В

Предметное
и Декоративная
сюжетное
деятельность
изображение
9
5
9
5
В
В
С
В
С
В
С
С

В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий
уровень - В, средний - С, низкий - Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы,
выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения
ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
1.6. Формы, методы и приемы реализации программы
При реализации программы целесообразно использовать следующие методы и приемы
– это использование различных материалов для изобразительной деятельности, показ
приемов игры и способов рисования, словесное руководство (рассказ, объяснение,
беседа), а так же применять метод презентационного показа.
Форма организации детей на занятии: групповая, подгрупповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа,
самостоятельная и практическая работа).
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие, типовое.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Организация выставок как в ДОУ, так и за пределами.
- Участие в городских конкурсах и фестивалях;
- Совместные мероприятия с социальными партнёрами;
- Проведение педагогической диагностики изобразительных способностей детей по
разделам программы по художественно-эстетическому развитию детей старшего
дошкольного возраста «Кляксочка».
- Практическая работа, направленная на развитие творческих способностей детей
дошкольного возраста на конечном этапе обучения.
1.7 Образовательные технологии

10

Технология разноуровневого обучения
- это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого
предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и
сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что
дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном
уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных
особенностей личности каждого воспитанника. Это технология, при которой за критерий
оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом,
творческому его применению.
Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
-психолого-педагогическая диагностика воспитанника;
- сетевое планирование;
- разноуровневый дидактический материал.
Технология коллективного способа обучения
Все формы организации процесса обучения делятся на:- общие; -конкретные.
Общие формы не зависят от конкретных дидактических задач и определяются
только структурой общения между обучающимися и обучаемыми.
Таких форм 4: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Обучение - это общение между обучающимися и обучаемыми, т. е. общение между
теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает. Общение, в процессе которого
и посредством которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой
деятельности.
Интерактивная технология в ДОУ, технология ИКТ.
Использование ИАТ является одним из эффективных способов повышения
мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей
и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от
объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором
ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует
осознанному усвоению новых знаний.
Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В
работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание,
мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше
развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда
ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у
ребенка положительные эмоции.
Игровая технология. Это технология имитационного моделирования. Характерной
чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных
затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Технология интегрированного занятия
Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием
межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала
других предметов.
Интегрирование соединяет знания из разных образовательных областей на
равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач
развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия,
презентации тем, итоговые занятия.
Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии:
-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
-проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа
«докажи», «Объясни».
Нетрадиционные техники рисования.

11

Игровые технологии
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности для них является игра. Игровая деятельность детей осуществляется в
соответствии с методикой Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Цель: создание условий
для своеобразного выбора детьми игровой деятельности.
Задачи:
- обеспечить спонтанность игры, ее обогащения;
- обеспечить организацию предметно-развивающей среды способствующей развитию
игрового времени и пространства;
-развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных
ролей.
Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Характерные особенности:
1) смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие; изменение
направленности педагогического «вектора» — не только от взрослого к ребенку, но и от
ребенка к взрослому;
2) основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого
ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;
3) содержание образования не должно представлять собой только лишь набор
социокультурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения, оно должно
включая содержание субъектного опыта ребенка как опыта его индивидуальной
жизнедеятельности, без чего содержание образования становится обезличенным,
формальным, невостребованным.
Технология здоровьесбережения
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы,
технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью
детей, и которые не наносят прямого или косвенного вреда.
1.8 Психолого-педагогические условия обеспечивающие развитие ребенка
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие
психолого- педагогические условия
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и
способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг
к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия5;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность.

12

1.9 Планируемые результаты освоения РП
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные
особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты
освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и
представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу
дошкольного образования.
В результате занятий, у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес
к художественному творчеству как форме коллективной художественной деятельности и
потребность в этой деятельности.
Результатом освоения воспитанниками дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Кляксочка» является:
Субъективная новизна, оригинальность и вариантность, как способов решений
творческой задачи, так и результата детского творчества.
Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания
художественного образа.
Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с
художественными материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания
художественных образов.
Индивидуальный «почерк» детской продукции.
Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественной
выразительности.
Способность к интерпретации художественных образов.
Общая ручная умелость.
Идея программы состоит в том, что художественная деятельность на всех ее уровнях
– восприятии, исполнительства, творчества – организуется как вхождение ребенка в
общечеловеческую культуру.
Показатели художественно-эстетического и творческого развития детей дошкольного
возраста:
Общие показатели развития детского творчества и эстетических способностей и
умений Компетентность (эстетическая компетентность).
Восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов
(явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
Творческая активность. Эмоциональность (возникновение «Умных эмоций»).
Осмысленное «чтение» художественно-эстетических объектов с помощью воображения и
эмпатии (носителем эстетического выступает выразительный образ как универсальная
категория).
Проявление эстетического отношения во всех видах детской художественной
деятельности и повседневной жизни (таких, как: самодеятельные игры и занятия, прогулки,
прогулки, самообслуживание).
Креативность (творчество).
Инициативность.
Способность к самооценке.

13

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития
ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной
и др.
Цель: Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне
окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи художественно-эстетического развития в старшем дошкольном возрасте
1) Эстетическое восприятие мира природы:
-Развивать интерес, желание и умение наблюдать за живой и неживой природой
-Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы, любовь к природе, основы
экологической культуры
-Подводить к умению одухотворять природу, представлять себя в роли животного,
растения, передавать его облик, характер, настроение
2) Эстетическое восприятие социального мира:
-Дать детям представление о труде взрослых, о профессиях
-Знакомить с ближайшим окружением, учить любоваться красотой окружающих
предметов
-Учить выделять особенности строения предметов, их свойства и качества, назначение
-Знакомить с изменениями, происходящими в окружающем мире
-Развивать эмоциональный отклик на человеческие взаимоотношения, поступки
3) Художественное восприятие произведений искусства
-Развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений
искусства, всматриваться в картину, сравнивать произведения, проявляя к ним устойчивый
интерес
-Развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения искусства
-Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства
-Воспитывать эмоциональный отклик на отраженные в произведениях искусства
поступки, события, соотносить со своими представлениями о красивом, радостном,
печальном и т.д.
-Формировать чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы, ритма
-Содействовать эмоциональному общению
4) Художественно-изобразительная деятельность
-Развивать устойчивый интерес детей к разным видам изобразительной деятельности
-Развивать эстетические чувства
-Учить создавать художественный образ
-Учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной
деятельности, придумывать, фантазировать, экспериментировать
14

-Развивать художественное творчество детей
-Учить использовать в изодеятельности разнообразные изобразительные материалы
Художественно-изобразительная деятельность
Принципы,
обусловленные
особенностями
художественно-эстетической
деятельности:
1) Эстетизация предметно-развивающей среды и быта в целом.
2) Культурное обогащение (амплификации) содержания изобразительной
деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных
возрастов.
3) Взаимосвязь продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
4) Интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной
деятельности.
5) Эстетический ориентир на общечеловеческие ценности (воспитание человека
думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего).
6) Обогащение сенсорно-чувственного опыта.
7) Организация тематического пространства (информационного поля) - основы для
развития образных представлений;
8) Взаимосвязь обобщённых представлений и обобщённых способов действий,
направленных на создание выразительного художественного образа.
9) Естественная радость (радость эстетического восприятия, чувствования и деяния,
сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Принципы интегрированного подхода:
1) В основе лежит понятие полихудожественного развития. Все искусства
выступают как явления жизни в целом. Каждый ребенок может успешно продвигаться в
каждом из видов художественной деятельности и творчества.
2) Искусство взаимодействует даже в том случае, если педагог об этом не знает или
не хочет с этим считаться. Цвет, звук, пространство, движение, форма тесно связаны,
взаимозаменяемы. Они являются разным выражением тех же духовных явлений и качеств
мира. В интегрированном подходе важно учитывать внутренние, образные, духовные
связи искусств- на уровне творческого процесса. Это нужно отличать от привычных
межпредметных связей или взаимного иллюстрирования одного искусства примерами
другого - по их сюжету и содержанию.
3) Интегрированный подход предполагает учет географических, исторических,
культурогенных факторов сознания произведений искусства в едином потоке культуры.
Искусства развивались неравномерно, причем у некоторых народов в определенные
исторические периоды некоторые искусства либо преобладали, либо просто
отсутствовали.
4) Учет региональных, национально-исторических художественных традиций,
связанных с местностью, материальными объектами, духовной устремленностью народа.
Связи региональной и мировой художественных культур.
5) Связи искусства с науками в едином поле творческих проявлений человечества
там, где они питаются достижениями друг друга, нередко совмещаясь в одном лице.
2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы
Дополнительная
общеобразовательная
и
общеразвивающая
программа
обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных
областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их
эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим
людям.

15

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для
участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды,
которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности.
2.3 Формы взаимодействия с семьями воспитанников образовательная область
«Художественно - эстетическое развитие»
Образовательн Формы взаимодействия с семьями воспитанников
ая область
Художественно 1. Совместная организация выставок произведений искусства
- эстетическое (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественноэстетических представлений детей.
развитие
2. Организация и проведение конкурсов и выставок детского
творчества.
3. Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об
эстетическом воспитании детей.
4. Организация тематических консультаций, папок-передвижек,
раскладушек по разным направлениям художественно-эстетического
воспитания ребёнка («Как создать дома условия для развития
художественных особенностей детей», «Нетрадиционные техники
рисования» и др.).
5. Организация мероприятий, направленных на распространение
семейного опыта художественно-эстетического воспитания ребёнка
(«Круглый стол», средства массовой информации, альбомы семейного
воспитания и др.).
6. Встречи с родителями в «Художественной гостиной». Цель:
знакомство
с
основными
направлениями
художественноэстетического развития детей.
7. Организация совместной деятельности детей и взрослых по
выпуску семейных газет с целью обогащения коммуникативного
опыта дошкольника.
8. Проведение праздников, досугов, с привлечением родителей.
9. Создание игротеки по Художественно-эстетическому развитию
детей.
10. Организация выставок детских работ и совместных тематических
выставок детей и родителей.
11. Сотрудничество с культурными учреждениями города с целью
оказания консультативной помощи родителям.
12. Совместное издание литературно-художественного журнала
(рисунки, сказки, комиксы, придуманных детьми и их родителями).

16

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально-технического обеспечения РП
.МБДОУ «Криулинский детский сад№3»(ул. П.Е.Голенищева -1)
№
219
320

Наименование
изостудия
Компьютерный класс
Уголки художественноэстетического развития в
группах
Групповые комнаты

количество
1
1
6

Площадь м2
22.36
25.17
-

Этаж
2
3
-

6

3.2 Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
Все объекты ДОУ для проведения практических занятий с воспитанниками
обеспечены средствами обучения и воспитания:
-игровым и учебным оборудованием (игры, игрушки, учебные пособия),
-учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картинки),
-компьютерным оборудованием, оснащенным доступом к информационнотелекоммуникационным сетям (ноутбук),
-аппаратно-программные и аудиовизуальные средства (цифровые образовательные
ресурсы, записанные на диски, флэш-карты по направлениям) – познавательно-речевому,
социально-личностному, физическому, художественно-эстетическому),
-печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации
образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии, релаксационное
оборудование и др.).
Средства обучения и воспитания соответствие принципу необходимости и
достаточности для организации образовательной работы, методического оснащения
воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной
двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Для управления образовательным процессом и расширения возможности
информирования социума в дошкольном учреждении созданы собственные
информационные ресурсы: сайт, электронная почта; имеются электронные каталоги по
определенным тематикам (музыка, краеведение, изобразительная деятельность и др.).
Учреждение МБДОУ «Криулинский детский сад№3» ул. П.Е.Голенищева,1 имеет
достаточный фонд учебно-методических материалов. Образовательный процесс обеспечен
достаточным количеством программно-методической литературы, демонстрационными и
раздаточным материалом по основным направлениям развития ребенка.
Перечень дидактического материала и средств обучения и воспитания МБДОУ
Изостудия
Игрушки
№
Название
Кол-во
п/п
1
Матрешки
4
2
Ложки деревянные расписные
5
3
Деревянная игрушка Буратино
1
4
Деревянные игрушки расписныеГуси
3
5
Деревянная игрушка ослик
1
17

6
7
8
9
10
11
12

Объемные деревянные паззлы «Мезенская
роспись»
Кубики Томик
Настольная игра «Народные промыслы»
Паззлы «Русские узоры»
Кукольный театр Русские народные сказки
«Теремок»
Кукольный театр Ладушки-ладушки
Кукольный театр Русские народные сказки
«Репка»

Художественные материалы и инструменты
№
Название
п/п
1
Краски акварельные 12 цветов
2
Краски гуашевые 12 цветов
3
Кисти пони №3
4
Кисти пони № 10
5
Кисти для клея
6
Цветные карандаши 6 цветов
7
Фломастеры 6 цветов
8
Ножницы
9
Альбом 40 листов
10
Цветная бумага 16 листов 8 цветов
11
Цветной картон 16 листов 8 цветов
12
Писчая бумага 100 листов
13
Цветная бумага для принтера 100 листов
14
Бумага для черчения А3 20 листов
15
Палитра пластмассовая
16
Непроливайки
17
Карандашницы
18
Пластилин синий
19
Пластилин красный
20
Пластилин зеленый
21
Пластилин желтый
22
Пластилин черный
23
Ватман
24
Пастель 16 цветов
25
Пастель 8 цветов
26
Пастель 6 цветов
27
Клеенки
28
Доски для лепки
29
Стеки фигурные
30
Стеки обычные
31
Салфетки бумажные
32
Трафареты для рисования
33
Простые карандаши
34
Тесто для лепки
35
Трубочки для коктейля
36
Парафиновые свечи
37
Поролон

1
2
1
1
1
1
1

Кол-во
20
20
25
20
25
10уп
10уп
20
10
15
15
1
1
3
20
25
10
15
15
15
15
15
5
5
5
5
25
25
30
25
10 уп
10
25
5 уп
5 уп
25
5
18

Методическое обеспечение образовательной области художественно - эстетическое
развитие
1
Художественный труд в дет.саду. ФГТ УЧ-мет.пособие Лыкова И.А.
Цветной мир
2
Цветные ладошки. Парциальная программа художественно-эстетического
развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. ФГОС ДО. Лыкова И.А.
Цветной мир
3
Изобразительная деятельность в дет.саду. Первая младшая группа. ФГОС ДО УЧмет.пособ. Лыкова И.А. Цветной мир
4
Изобразительная деятельность в дет.саду. Вторая младшая группа. ФГОС ДО УЧмет.пособ. Лыкова И.А. Цветной мир
5
Изобразительная деятельность в дет.саду. Средняя группа. ФГОС ДО УЧмет.пособ. Лыкова И.А. Цветной мир
6
Изобразительная деятельность в дет.саду. Старшая группа. ФГОС ДО УЧмет.пособ. Лыкова И.А. Цветной мир
7
Изобразительная деятельность в дет.саду. Подготовительная к школе группа.
ФГОС ДО УЧ-мет.пособ. Лыкова И.А. Цветной мир
8
Аппликация в дет. саду УЧ-мет.пособ. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Академия
развития
9
Рисование разными способами с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
ФГОС ДО УЧ-мет.пособ. Черепкова Н.А. Детство-пресс.
10
Народное творчество – 1. ФГОС ДО Метод.пособие. Вохринцева С. Страна
фантазий
11
Национальные костюмы народов России ФГОС ДО Метод.пособие. Вохринцева
С. Страна фантазий
12
Картины русских художников: репродукции и описания В. Васнецов, И. Билибин.
Демонстрационные материалы. Айрис-Пресс.
13
Картины русских художников: репродукции и описания А. Саврасов, И. Левитан.
Демонстрационные материалы. Айрис-Пресс.
14
Весна в картинках. Наглядное пособие. Издательство ГНОМ
15
Лето в картинках. Наглядное пособие. Издательство ГНОМ
16
Осень в картинках. Наглядное пособие. Издательство ГНОМ
17
Зима в картинках. Наглядное пособие. Издательство ГНОМ
3.3. Финансовые условия
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы дошкольного
образования опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих
государственные гарантии прав на получение общедоступного дополнительного
дошкольного образования. Объем действующих расходных обязательств отражается в
государственном (муниципальном) задании образовательной организации, реализующей
программу дошкольного образования.
Нормативная стоимость образовательной услуги определяется как совокупный
объем затрат, необходимых для оказания образовательной услуги одному обучающемуся и
включает в себя затраты на приобретение коммунальных услуг, за исключением объемов,
необходимых для обеспечения сохранения недвижимого имущества.
Затраты, необходимые для оказания образовательной услуги
Вид затрат
Текущий ремонт
СЭС
Тепло
Э/э

Всего детского сада
3000,0
13500,0
659266,38
412002

Изостудия
3000,0
496,0
24240
15149
19

Вода
ЖБО
ТБО
ТО об. ст.
ТО пожарная
сигнализация
Счет
ТО тр. сиг
охр
охр

25712
108000
26862
24000
15000

945
3971
988
882
552

16800
9600
39542
797160

618
353
1454
29310

Средняя прогнозируемая заработная плата педагогов организаций дополнительного
образования в муниципальном образовании в году, на который определяется нормативная
стоимость образовательной услуги (с учетом типа местности) – 35000,0 рублей.
Продолжительность части образовательной программы в часах в рамках часов
учебного плана, предусматриваемых на реализацию программы для всей группы 1 час в
неделю.
Продолжительность части образовательной программы в часах в рамках часов
учебного плана, предусматриваемых на реализацию программы в рамках индивидуальной
работы с детьми, отсутствует.
Продолжительность сопровождения детей дополнительным педагогическим
работникам
одновременно
с
педагогическим
работником,
непосредственно
осуществляющим реализацию части образовательно программы, в рамках групповой
работы с детьми по программе, отсутствует.
Продолжительность сопровождения детей дополнительным педагогическим
работникам
одновременно
с
педагогическим
работником,
непосредственно
осуществляющим реализацию части образовательно программы, в рамках индивидуальной
работы с детьми по программе отсутствует.
Норма нагрузки на ставку педагога дополнительного образования 36 часов в неделю.
4,345 – среднее количество недель в одном месяце.
52 – число недель в году.
3 – периодичность прохождения повышения квалификации педагогическим
работникам (один раз в три года)
Наполняемость группы при реализации части образовательной программы от 10 до
20 человек. Средняя наполняемость группы при реализации части образовательной
программы m=15 человек.
1,05 - коэффициент привлечения дополнительных педагогических работников
(педагоги-психологи, методисты, социальные педагоги и прочее) для сопровождения
реализации части образовательной программы
0,2 - коэффициент, учитывающий потребность в привлечении работников, которые
не принимают непосредственного участия в реализации образовательной программы
(административно-управленческий,
административно-хозяйственный,
учебновспомогательный и иной персонал).
1,302 – коэффициент отчислений по страховым взносам в государственные
внебюджетные фонды.
1,2 – коэффициент учитывающий сохранение заработной платы для работников,
пребывающих в срочном отпуске, проходящих очередное повышение квалификации, а так
же пребывающих на больничном. Расчетное значение коэффициента определяется как
сложившееся отношение числа рабочих дней в году и числа дней, которое в среднем
должны отработать педагогические и иные работники.
2313,0 - базовая потребность в приобретении услуг, необходимых для обеспечения
организации реализации образовательных программ (в том числе услуг по содержанию
20

объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, включая поведение
текущего ремонта и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических
требований, противопожарной безопасности, охраной сигнализации, коммунальных услуг,
услуг связи), определена для одного кабинета на одну неделю функционирования.
3500,0 - средние расходы на обеспечение повышения квалификации на одного
педагогического работника (включая оплату услуг повышения квалификации, проезд и
организацию проживания педагогических работников)
4620,0 - средние расходы на обеспечение прохождения одним педагогическим
работником ежегодно медицинского осмотра
2121,40м2 составляет площадь детского сада. 22.36м2 площадь изостудии.
3.4. Кадровые условия реализации РП
Общие сведения о ДОУ
Полное наименование бюджетного учреждения: муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение «Криулинский детский сад №3»
Официальное сокращенное наименование учреждения: МБДОУ «Криулинский
детский сад №3»
Тип - дошкольное образовательное учреждение.
Вид - детский сад.
Место нахождения учреждения: Свердловская обл., Красноуфимский р-он, с.
Криулино, ул. П.Е.Голенищева ,1.
Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей.
Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного
возраста, родители (законные представители), педагоги.
Педагог дополнительного образования Малышева Светлана Григорьевна, 20.08.1971
Г. Красноуфимск
ГБОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж»
Специальность Изобразительное искусство и черчение
Квалификация – Учитель изобразительного искусства и черчения.
Нижнетагильский государственный педагогический институт
Специальность Изобразительное искусство и черчение
Квалификация – Учитель изобразительного искусства и черчения.
Переподготовка Нижнетагильский филиал ГАОУДПО Институт развития образования
Квалификация – Воспитатель дошкольной образовательной организации
Повышение квалификации - ЧОУ ДПО «Образовательный центр «Открытое
образование» «Содержание и методики деятельности педагога дополнительного
образования» (72 час.) 2019г. Аттестация 2021г. (сзд) Тема «Развитие мелкой моторики рук
у дошкольников через современные образовательные технологии в изобразительной
деятельности».
3.5. Учебный план
Учебный план по дополнительному образованию разработан на основе учета
интересов воспитанников и с учетом профессионального потенциала педагогического
коллектива.
Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в интересах
личности, общества и государства. Дополнительное образование - это такая сфера
деятельности, которая даёт возможность детям развивать творческие способности.
Учебный план занятий дополнительного образования на 2021/2022 учебный год
разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Уставом МБДОУ «Криулинский детский сад №3»
Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной дополнительным
общеобразовательным программам»
21

Приказом Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 продолжительности
рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников»
Продолжительность освоения программы по годам определяется педагогом в
соответствии с запросами детей и родителей, с учетом социального заказа. Недельная
нагрузка на одну группу определяется администрацией по согласованию с педагогом в
зависимости возраста воспитанников, продолжительности освоения данной программы 1
час в неделю. Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы ,
пожелания родителей и детей.
Продолжительность занятий исчисляется в часах – 30 минут.
Прием детей
в группу осуществляется по желанию родителей (законных
представителей).
По окончанию учебного года, с целью представления результатов работы,
проводятся отчетные выставки, открытые занятия, конкурсы, соревнования, праздники и
другие мероприятия. Формы и сроки их проведения определяет педагог по согласованию с
администрацией.
Представленный вариант учебного плана ориентирован на решение следующих
задач:
- обеспечение гарантий права ребенка на дополнительное образование;
- творческое развитие личности и реализация с этой целью программ
дополнительного
образования в интересах личности ребенка, общества, государства;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
-формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в
обществе.
Начало занятий в системе дополнительного образования начнется с 1 сентября 2021
года по 28 мая 2022г.

Учебный план
дополнительного образования на 2021-2022 учебный год
Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития
представлены по разделам: «Овощи, фрукты», «Животные», «Деревья», «Цветы», «Птицы»,
«Сказки», «Игрушки», «Загадки Радуги». Конкретизация задач по возрастным группам
осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и
того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.
Направл Форма и Форма Год
Возрас КолКолВсего Всего Всего
енность название
организ обуче т
во
во
часов часов часов
творческо ации
ния
детей
групп учащ в
в
в год
го
деятель
их
недел год
объедине ности
ся
ю
на
ния
одну
групп
у
Худо
жеств
енноэстет
ическ
ая
Итого

«Клякс
очка»

Груп
пова
я

1

5-8
лет

1

20

1

34

34

1

20

1

34

34
22

Режим занятия на 2021-2022 год
Название
творческого
объединения
«К;ляксочка»

День недели

Возраст
детей

Время

Среда

5-8 лет

16:00-16:30

Тема занятий

№ п/п
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

«Пейзаж»
«Овощи, фрукты»
«Деревья»
«Птицы»
«Животные»
«Сказки»
«Цветы»
«Игрушки»
«Загадки Радуги»

Количество
часов в
неделю
1

Количество
занятий

Всего за 1 год обучения: 34

3
4
4
4
3
4
4
4
4

Общее количество занятий по Программе: 34

3.6. Календарно-тематическое планирование
Месяц
Сентябрь

№
1

Тема занятия
«Пейзаж»
«Листопад»

2

«Деревья смотрят в
озеро»

3

«Осенний коллаж»

Октябрь

Программное содержание
Учить рисованию в технике «посырому»
Расширить словарный запас.
Совершенствовать
технику
рисования «монотипия».
Продолжать учить детей выбирать
цветовую гамму для рисования
пейзажа.
Продолжать
совершенствовать
технику
«посырому»
с
отражением.
Учить использовать несколько
художественных
техник,
передавать
характерные
особенности различных видов
деревьев.
Развивать чувство композиции.

«Овощи, фрукты»
4

«Овощи и фрукты-

Продолжать

учить

детей
23

герои сказки»

смешивать цвета на палитре.
Познакомить детей с новой
техникой рисование по мятой
бумаге.
Развивать образное восприятие,
чувство цвета.

5

«Дары природы»

Совершенствовать
технику
рисования «монотипия».
Продолжать учить детей выбирать
цветовую гамму для передачи
натюрморта.
Продолжать развивать мелкую
моторику рук.

6

«Натюрморт с
арбузом»

Продолжать знакомить детей с
жанром натюрморта.
Предложить детям на основе
впечатлений, знаний, умений,
изобразить натюрморт с арбузом
используя технику трафарет и
тычок.
Развивать творческую активность.

7

«Фрукты»

Продолжать
совершенствовать
технику по сырому с отражением.
Учить
определять
место
предметов
в
натюрморте,
передавать
характерные
особенности предметов.
Развивать чувство композиции.

Ноябрь

«Деревья»
8

«Ветка рябины в
вазе»

Развивать умение планировать
расположение
отдельных
предметов на плоскости, при
использовании
нетрадиционных
техник.
Совершенствовать
умение
передавать в рисунке характерные
особенности рябины.
Развивать творчество, фантазию
при выборе изобразительного
материала.

9

«Осенняя береза»

Познакомить детей с новой
техникой «рисование свечей».
Учить детей передавать в рисунке
характерные особенности березы.
Воспитывать
эмоциональную
отзывчивость на красоту осени.

10

«Дерево под ветром

Продолжать знакомить детей с
24

и дождем»

техникой «рисование свечей».
Учить
детей
изображать
различные образы деревьев.
Развивать у ребят фантазию при
выборе
изобразительного
материала
и
составление
композиции.

11

«Новогодняя елка»

Учить изображать деревья с
помощью
рисования
смятой
бумагой,
жесткой
кистью,
мелками.
Продолжать
обучать
детей
способам
действий
жесткой
кистью.
Развивать стремление дополнять
свой
рисунок,
вносить
изображения
каких-либо
небольших предметов.

12

«Унылая пора»

Продолжать
учить
рисовать
пейзажи
согласно
законам
композиции,
используя
нетрадиционные
техники
рисования.
Совершенствовать
навыки
смешивания красок.
Формировать умение получать
четкий контур рисуемых объектов.

Декабрь

«Птицы»
13

«Снегири на ветках»

Совершенствовать
навыки
рисования способом «тычка».
Развивать умение самостоятельно
создавать композицию.

«Дятел и кукушка»

Закрепить навыки рисования при
помощи трафарета.
Продолжать
учить
детей
рисованию свечей.
Развивать мелкую моторику рук.

«Цапля с
птенчиком»

Продолжать
совершенствовать
технику граттаж.
Формировать умение получать
четкий контур рисуемых объектов,
сильнее
нажимая
на
изобразительный инструмент.
Развивать
композиционное
и
пространственное восприятие.

«Голуби на

Совершенствовать

14

15

16

навыки
25

черепичной крыше»

Январь

нетрадиционной
техники
–
трафарет.
Развивать у детей чувство цвета и
композиции.
Воспитывать интерес к природе,
желание отражать впечатления в
изобразительной деятельности.

«Животные»
17

18

19

Февраль

«Пушистые
детеныши
животных»

Учить
детей
изображать
пушистого животного в какойлибо позе или движении.
Продолжать
учить
детей
использовать при изображении
шерсти материал разного вида:
поролон, трубочка.
Развивать
творческое
воображение.

«Домашние
животные»

Продолжать учить детей рисовать
домашних животных разными
материалами по фону.
Совершенствовать
умение
составлять композицию, включая
знакомые изображения, варьируя
их размер.
Развивать творческую активность.

«Кто живет в
зимнем лесу»

Совершенствовать
навыки
изображения животных, используя
нетрадиционные
техники
рисования.
Продолжать учить, самостоятельно
выбирать технику рисования.
Развивать
чувство
цвета
и
композиции.

«Сказки»
20

«Лиса и журавль»

Закрепить навыки рисования «по
сырому».
Закрепить умение смешивать на
палитре краску.
Развивать у детей усидчивость.

21

«Фонари в городе
Снеговиков»

Познакомить детей с новой
техникой «батик».
Учить детей рисовать по ткани.
Формировать эстетический вкус.

22

«Сказочный
подсолнух»

Продолжать знакомить детей с
техникой «батика».
26

Развивать
у детей
чувство
цветовосприятия.
Воспитывать интерес к осенним
явлениям природы.
23

Март

«Сказочный дом –
гриб»

«Цветы»

Учить
детей
самостоятельно
придумывать и изображать домгриб,
при
помощи
нетрадиционных
техник
рисования.
Развивать воображение, фантазию.
Развивать мелкую моторику.

24

«Цветы в вазе»

Совершенствовать
технику
рисования «граттаж».
Продолжать формировать чувство
композиции и ритма.
Развивать
чувственно
–
эмоциональное
восприятие
окружающего мира.

25

«Цветочек в
горшочке»

Закрепить приемы работы в
технике кляксография.
Продолжать
учить
детей
передавать в работе характерные
особенности
внешнего
вида
разных цветов.
Способствовать
расширению
знаний
о
многообразии
растительного мира.

«Маки»

Продолжать
совершенствовать
технику изображения - граттаж.
Совершенствовать приемы работы
с острым краем палочки.
Воспитывать
уверенность,
инициативность
в
опытном
освоении новых художественных
материалов и способов работы с
ними.

«Цветок, который
смотрит в воду»
«Нарцисс»

Продолжать учить детей навыкам
рисования техникой «батик».
Продолжать учить детей рисовать
по ткани, используя гуашь.
Закрепить
представление
о
внешнем виде цветка.

26

27

Апрель

«Игрушки»
28

«Веселые

Продолжать знакомить детей с
27

человечки»

техникой граттаж.
Закрепить и усложнить способ
изображения фигурки человека.
Воспитывать у детей аккуратность
в работе.

29

«Золотой петушок»

Совершенствовать
навыки
изображения
сказочного
персонажа, выполняя работу в
технике тампонирование.
Закрепить
знание
детей
о
цветовой гамме.
Развивать
глазомер,
мелкую
моторику рук.

30

«Баба Яга и леший»

Учить детей изображать при
помощи деревянной и ватной
палочек, способов действий и
взаимоотношений героев.
Развивать чувство композиции.
Развивать интерес к народному
творчеству.

31

«Игрушки для
детского сада»

Учить детей видеть и передавать в
рисунке характерные особенности
форм предметов.
Продолжать
учить
детей
использовать техники рисования:
пальцеграфия, штампы, печатки,
набрызг.
Развивать
самостоятельность,
творческую активность.

Май

«Загадки Радуги»
32

«Загадочный мир
радуги»

Совершенствовать умения и
навыки подбирать материал,
соответствующий технике
нетрадиционного рисования.
Продолжать учить детей создавать
многоплановую сюжетную
композицию.
Закрепить знания детей о
различных техниках рисования:
батик, граттаж, кляксография.
Развивать фантазию, воображение
детей.
Развивать мелкую моторику.

28

33

«С днем рождения,
поселок»

Учить детей рисовать
праздничный поселок, передавая
архитектурные особенности
зданий.
Продолжать совершенствовать
навыки детей выбирать
необходимые для рисунка
материалы: акварель, восковые
мелки, гуашь, трубочки, палочки и
т.д.
Воспитывать любовь к родному
поселку.

34

«КВН по
изобразительной
деятельности»

Развивать, совершенствовать,
закреплять полученные навыки и
умения нетрадиционной техники
рисования.
Расширять знания детей о видах и
жанрах изобразительного
искусства, их особенностях.
Воспитывать художественное
восприятие детьми произведений
искусства.
Доставить детям радость,
уверенность в своих силах через
развлекательный досуг,
посвященный изобразительнохудожественному искусству.

3.7. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории,
прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны
и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность
общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а
также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и
безопасной.

29

3.8. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на
обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с
учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к
разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и
возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа
построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты),
которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и
посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный
интерес детей к:
-явлениям нравственной жизни ребенка
-окружающей природе
- миру искусства и литературы
- традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
- событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город,
День народного единства, День защитника Отечества и др.)
- сезонным явлениям
- народной культуре и традициям.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести
региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.
Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает
большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию
оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для
практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Введение похожих тем в старшей и подготовительной группах обеспечивает
достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на
протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их
индивидуальными возможностями.

30

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».