Духовно – нравственное воспитание дошкольников

07.05.2024

Проблема духовно-нравственного воспитания детей является одной из самых важных для современного общества. Сегодня перед дошкольным учреждением, семьей ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Его решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности.

      Актуальность данной задачи очевидна, так как во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?»

      В нашем детском саду в старшей группе ведется кружок «Чистое сердце», руководитель кружка Балеевских Т.М. учитель воскресной школы храма А.Невского г.Красноуфимска. На занятиях этого кружка закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде, о семье, дружбе, любви к своему ближнему, уважению к старшим, бережному отношению ко всему живому и любви к Родине. Несомненно, важное место в воспитании духовно-нравственного развития принадлежит этим занятиям. Но и средством других разных занятий в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, к своей малой родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

В нашем ДОУ все воспитатели и специалисты включаются в деятельность по воспитанию детей на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов России.

    Так, например на занятиях по художественному чтению мы знакомим детей с текстами мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, слушая которые дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну. Огромную роль играют и русские пословицы. Они отражают богатство русского языка. В них отражается быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй». Произведения Н.Н. Носова, В.Ю.Драгунского развивают такие важные качества, как дружба, взаимоотношения друзей.

      При ознакомлении с окружающим миром есть возможность формировать у детей знания о природе, человеке и обществе, расширять представления о своем крае, природных условиях; воспитывать бережное отношение к природе и продуктам труда человека; задают образцы служения Отечеству, формируют чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю. Изобразительное искусство помогает решать задачи патриотического воспитания дошкольников. Обучение строится на основе лучших исторических и национальных культурных традиций народов России (рисуем государственный флаг, готовим сувениры и открытки с поздравлениями в подарок родителям к праздникам, изготавливаем игрушки к Рождеству, расписываем пасхальные яйца и т.д.)

         Неотъемлемой и важнейшей составляющей образовательно-воспитательного процесса являются развлечения, досуги, праздники. Огромное значение в воспитании личности имеют традиции детского сада: День знаний, осенний праздник Покров, Рождество, Пасха, День России, День государственного флага, день Семьи, квест-игры на различную тематику, дни здоровья, акции, проекты.

   Одной из форм воспитательного процесса является экскурсия. Экскурсии – важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности дошкольника. В своей работе я использую разные виды экскурсий и прогулок: прогулка к роднику, экскурсии, знакомящие с трудом людей, обзорные экскурсии по селу. Экскурсия «Наш край» имеет большое значение в воспитании патриотических чувств, расширении кругозора, развитии интеллектуального и творческого потенциала. Малая родина – это и природа, которая окружает ребенка, семья, дом, детский сад; это и памятные места нашего города, его исторические и культурные достопримечательности; это и известные люди – гордость и слава нашего края.

    В каждой группе в детском саду оформлены уголки патриотического воспитания, в которых обязательная составляющая – символы нашего государства: флаг РФ, герб, гимн, портрет президента и много другого наглядного материала, что способствует воспитанию в детях патриотизма. Это место, где собраны простые и понятные сведения о Родине и ее важных ценностях. Он призван с малого возраста закладывать в детях любовь к своему краю и стране, в которой они проживают.Хочу такой сайт

     Чтобы увидеть ребенка в образовательном процессе, его необходимо открыть, развернуть к себе, включить в деятельность. В своей работе мы стараемся научить каждого ребенка видеть красоту, так как от мира красоты возвышается душа. Дать знания о христианском понимании устройства мира. Научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью как нравственным критерием и сформировать нравственные потребности взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви. Постановка дошкольникам нравственных идеалов – любовь к Отечеству. Мы, взрослые, должны развивать в наших воспитанниках историческую память, ведь нельзя строить будущее, не зная прошлого.

     Драгоценное время детства дано для того, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным ценностям, открыл для себя чувство любви и долга, нашел свое призвание, раскрыл бы таланты, скрытые в нем.

    «В детстве, - писал В.А.Сухомлинский, - человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…»

                                                                         Воспитатель старшей группы Кокшарова Е.Ю.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.05.2024

Дата обновления: 07.05.2024

Дата публикации: 07.05.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».