07.05.2024
Проблема духовно-нравственного воспитания детей
является одной из самых важных для современного общества. Сегодня перед
дошкольным учреждением, семьей ФГОС ставит задачу воспитания ответственного
гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою
деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Его решение
связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств
личности.
Актуальность данной задачи очевидна, так как во все времена стоял вопрос:
«Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в
себе то положительное, что уже опробовано, испытано?»
В нашем
детском саду в старшей группе ведется кружок «Чистое сердце», руководитель
кружка Балеевских Т.М. учитель воскресной школы храма А.Невского
г.Красноуфимска. На занятиях этого кружка закладывается фундамент
духовно-нравственных представлений об окружающей среде, о семье, дружбе, любви
к своему ближнему, уважению к старшим, бережному отношению ко всему живому и
любви к Родине. Несомненно, важное место в воспитании духовно-нравственного
развития принадлежит этим занятиям. Но и средством других разных занятий в
детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, к своей малой
родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям,
уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам,
самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской
Федерации.
В нашем ДОУ все воспитатели и специалисты включаются
в деятельность по воспитанию детей на основе традиционных духовно-нравственных
ценностей народов России.
Так,
например на занятиях по художественному чтению мы знакомим детей с текстами
мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения
народов России, слушая которые дети постигают простые и вечные истины добра,
сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и
гордости за свою страну. Огромную роль играют и русские пословицы. Они отражают
богатство русского языка. В них отражается быт, обычаи и нравы народа,
конкретные исторические события. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки
о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина дети
делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным
законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй». Произведения
Н.Н. Носова, В.Ю.Драгунского развивают такие важные качества, как дружба,
взаимоотношения друзей.
При
ознакомлении с окружающим миром есть возможность формировать у детей знания о
природе, человеке и обществе, расширять представления о своем крае, природных
условиях; воспитывать бережное отношение к природе и продуктам труда человека;
задают образцы служения Отечеству, формируют чувство сопричастности к жизни
России и гордости за свою Родину, народ и историю. Изобразительное искусство
помогает решать задачи патриотического воспитания дошкольников. Обучение
строится на основе лучших исторических и национальных культурных традиций
народов России (рисуем государственный флаг, готовим сувениры и открытки с
поздравлениями в подарок родителям к праздникам, изготавливаем игрушки к
Рождеству, расписываем пасхальные яйца и т.д.)
Неотъемлемой и важнейшей составляющей образовательно-воспитательного
процесса являются развлечения, досуги, праздники. Огромное значение в
воспитании личности имеют традиции детского сада: День знаний, осенний праздник
Покров, Рождество, Пасха, День России, День государственного флага, день Семьи,
квест-игры на различную тематику, дни здоровья, акции, проекты.
Одной из
форм воспитательного процесса является экскурсия. Экскурсии – важнейшее
средство формирования и развития нравственных качеств личности дошкольника. В
своей работе я использую разные виды экскурсий и прогулок: прогулка к роднику,
экскурсии, знакомящие с трудом людей, обзорные экскурсии по селу. Экскурсия
«Наш край» имеет большое значение в воспитании патриотических чувств,
расширении кругозора, развитии интеллектуального и творческого потенциала.
Малая родина – это и природа, которая окружает ребенка, семья, дом, детский
сад; это и памятные места нашего города, его исторические и культурные
достопримечательности; это и известные люди – гордость и слава нашего края.
В каждой
группе в детском саду оформлены уголки патриотического воспитания, в которых
обязательная составляющая – символы нашего государства: флаг РФ, герб, гимн,
портрет президента и много другого наглядного материала, что способствует
воспитанию в детях патриотизма. Это место, где собраны простые и понятные
сведения о Родине и ее важных ценностях. Он призван с малого возраста
закладывать в детях любовь к своему краю и стране, в которой они проживают.
Чтобы
увидеть ребенка в образовательном процессе, его необходимо открыть, развернуть
к себе, включить в деятельность. В своей работе мы стараемся научить каждого
ребенка видеть красоту, так как от мира красоты возвышается душа. Дать знания о
христианском понимании устройства мира. Научить анализировать свои поступки,
руководствуясь совестью как нравственным критерием и сформировать нравственные
потребности взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви.
Постановка дошкольникам нравственных идеалов – любовь к Отечеству. Мы,
взрослые, должны развивать в наших воспитанниках историческую память, ведь
нельзя строить будущее, не зная прошлого.
Драгоценное
время детства дано для того, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и
нашел свой собственный путь к духовным ценностям, открыл для себя чувство любви
и долга, нашел свое призвание, раскрыл бы таланты, скрытые в нем.
«В
детстве, - писал В.А.Сухомлинский, - человек должен пройти эмоциональную школу
– школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда
не воспитаешь…»
Воспитатель старшей группы
Кокшарова Е.Ю.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.05.2024
Дата обновления: 07.05.2024
Дата публикации: 07.05.2024