06.02.2019
Образовательная кинезиология - это здоровьесберегающая технология, позволяющая выявить скрытые способности ребёнка за счёт расширения возможных границ деятельности головного мозга. Кинезиологические упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на профилактику отклонений их развития. «Гимнастика мозга» развивает тело, повышает стрессоустойчивость организма, синхронизирует работу полушарий, улучшает зрительно-моторную координацию, формирует пространственную ориентировку, совершенствует регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и накопительный эффект. Каждое упражнение «Гимнастики мозга» многофункционально и подобрано с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка.
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами детского сада является важнейшим фактором, так как позволяет комплексно решать речевые, и связанные с ними, неречевые проблемы детей с нарушениями речи. Участие родителей и их заинтересованность в получении результатов способствует сокращению сроков логопедической работы.
Вопросы выявления и поддержки одарённости также актуальны, так как именно в дошкольном возрасте происходит становление ребёнка как личности, формируются базовые умения и навыки, совершенствуется речь, раскрываются врождённые способности. Очень важно использовать годы дошкольного детства для разностороннего гармоничного развития ребёнка, подготовки к школьному обучению на более высоком, качественно новом уровне за счёт внедрения приемов Образовательной кинезиологии.
В дошкольном возрасте очень важно подготовить психологическую базу для успешного обучения ребёнка. В связи с этим логопедическое занятие включает следующие компоненты:
- растяжки и релаксационные упражнения;
- дыхательная гимнастика;
- комплекс артикуляционных упражнений;
- самомассаж пальцев, кистей по методике су-джок;
- аурикулярный самомассаж;
- глазодвигательные упражнения;
- пальчиковые игры;
- кинезиологические упражнения (в том числе, перекрёстные движения);
- элементы логоритмики и фонетической ритмики;
- игры специализированной компьютерной программы логопедического сопровождения «Игры для Тигры».
Пальчиковые игры ежедневно выполняются детьми в детском саду и дома. По мнению М.М. Кольцовой, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Содружественные однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка повышают энергетику мозга.
Дыхательные упражнения не только улучшают ритмы, но и повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, снимают стресс. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Дыхательные упражнения сочетаются с разнообразными вариантами упражнений для глаз и языка. Эффективным приёмом является подключение к дыхательным упражнениям аудиальной, визуальной и сенсорной системы (например: во время дыхания прослушиваем музыку, «надуваем» цветные шарики в животе, «вдыхаем» солнечный свет и золотистую энергию).
Сензитивный период для развития таких функций, как обоняние, осязание и вкус также приходится на дошкольный возраст, поэтому мы предлагаем детям упражнения на изучение и узнавание: различных запахов с закрытыми глазами (апельсин, зубная паста, духи и т.д.); вкусов (кислый, сладкий, соленый, горький). Также детям предлагается отгадывание различных предметов и поверхностей путём их ощупывания (игра «Чудесный мешочек»). Сюда можно отнести различные занятия с бархатной бумагой, пластилином, глиной, водой, рисование пальцами (пуантизм). Всё это позволяет детям учиться анализировать конструкцию букв и быстрее их запоминать.
Результатом логопедической работы с использованием приёмов Образовательной кинезиологии, является выраженная положительная динамика в речевом развитии у детей, о чём можно судить по данным диагностических обследований.
* Нормализуются (в той или иной степени) все компоненты единой речевой системы: фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи. У детей нормализуется фонематический слух, более
интенсивно протекает процесс фонематического восприятия, являющийся основой для обучения грамоте. В процессе коррекционных занятий заметно увеличивается словарный запас, интенсивно развивается связная речь.
* У детей с задержкой психического развития (церебрально-органического генеза) отмечается повышение работоспособности, познавательного интереса.
* У детей с дефицитом внимания и гиперактивностью отмечается повышение концентрации внимания и его устойчивости, формирование усидчивости, развитие графо-моторных навыков, повышение произвольности и самостоятельности, улучшение поведения.
Таким образом, опыт использования приёмов Образовательной кинезиологии для развития речи детей дошкольного возраста является положительным, следовательно, будет пролонгирован в течение нескольких лет для получения стабильной положительной динамики речевого развития детей с фиксацией результатов мониторинга.
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Любовь Викторовна Михляева
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.02.2019
Дата обновления: 06.02.2019
Дата публикации: 06.02.2019