06.02.2019
Психологическая готовность к школе не совпадает с уровнем знаний и учебных навыков ребенка. Психологическая готовность к школе включает семь компонентов. Их разделение условное, так как все они взаимосвязаны.
Физическая готовность предусматривает необходимый уровень зрелости и работоспособности детского организма.
Показатели физической готовности:
-масса тела не менее 23 кг;
-пропорции тела указывают на то, что ребенок прошел «полуростовой скачок роста» и может длительно работать в ровном темпе. Проверяется с помощью филиппинского теста школьной зрелости. Попросите ребенка левой рукой дотронуться до правого уха, проведя рукой над головой. Рука должна дотянуться до уха;
- у ребенка сменилось минимум два молочных зуба на постоянные (ребенок прошел стадию детёныша);
- наличие фазы полета при беге (безопорное положение тела, обе ноги отрываются от пола) и способность к прыжку и броску (показатели нормального развития крупной моторики, согласованности в работе разных групп мышц);
- ребенок способен выполнять задания в течении не менее чем 15 минут (усидчивость), чувство времени приближено к чувству времени у взрослого (показатель нормального функционирования обменных процессов)
Эмоционально-личностная готовность – это умение регулировать свое состояние в ситуациях, которые связаны с эмоциональным напряжением.
Показатели эмоционально-личностной готовности:
-ребенок эмоционально устойчив;
-сохраняет цель при столкновении с трудностями, может самостоятельно с ними справиться и не боится их;
- умеет адекватно реагировать на оценку взрослого, конфликт, обиду;
- способен понимать состояние другого человека и сопереживать.
Социально-психологическая готовность предусматривает наличие у ребёнка качеств и умений, которые необходимы для всех форм общения в ситуациях школьного обучения.
Показатели социально- психологической готовности:
-ребенок демонстрирует потребность в общении, вступает в контакты с ровесниками и взрослыми и поддерживает их;
-умеет слушать, спрашивать, соглашаться и отказываться, остерегаться (чужих взрослых, физической расправы, чрезвычайных ситуаций и т.п.), сотрудничать.
-может высказывать мнение, показать умение, выступить (у ребенка развиты навыки коммуникативной инициативы, самопрезентации).
- ребенок может подчинять свое поведение нормам детской группы, класса.
- способен приемлемым способом отстаивать свои границы (может не согласиться, возразить, отказаться, запретить что-то делать с собой)4
- проявляет желание частично сепарироваться от родителей, иметь свои дела, секреты).
Волевая готовность ребенка к школе означает произвольность поведения, способность действовать в соответствии с правилом и требованием.
Показатели волевой готовности:
-ребенок умеет сосредотачиваться на интересном деле;
-способен выполнять задания, которые требуют усидчивости, длительного напряжения;
- терпеливый, может отложить приятное ради нужного;
- соблюдает установленные дома и в детском саду правила;
- любит и инициирует игры с правилами и ролями;
- способен выполнить действие или задание по образцу.
Мотивационная готовность предполагает наличие у ребенка стремления к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности – учению, желанию ходить в школу.
Показатели мотивационной готовности:
- ребенок проявляет интерес к школе, положительно относиться к ней, учителям, самому себе как будущему ученику;
- воспринимает учение как серьезную деятельность;
- хочет освоить роль школьника, ходить в школу, иметь школьные принадлежности, новые обязанности, друзей, получать оценки;
- демонстрирует желание обсуждать со взрослыми более сложные вопросы, чем быт или игра;
- принимает школьные требования, осознает их обязательность;
- испытывает потребность в новых знаниях, стремится их совершенствовать.
Интеллектуальная готовность – это достаточный для возраста кругозор, соответствие познавательного развития (восприятия, памяти, мышления, воображения) возрастной норме.
Показатели интеллектуальной готовности:
- аналитическое мышление: ребенок умеет сравнивать, обобщать, находить сходства и отличия, делать выводы, определять причинно-следственные связи, выделять существенные признаки;
- логическое запоминание: ребенок запоминает материал на основе понимания. Можно проверить с помощью методики» Воспроизведение рассказов» Л.И.Славиной: ребенок слушает текст и воспроизводит его основной смысл самостоятельно или в ответ на вопрос взрослого;
- достаточный объем механической памяти: ребенок запоминает и сразу может воспроизвести не менее 5 из перечисленных ему 10 существительных;
- достаточный уровень внимания. Можно проверить заданиями типа «Найди отличия» и «Нелепицы». Готовый к школе ребенок находит все отличия и нелепитицы.
- перцептивная зрелость (дифференцированное восприятие). Можно проверить тестом « Наложение фигуры»: ребенок определяет все предметы, которые изображены на рисунке.
- достаточная осведомленность о себе и мире: знает свое Ф.И.О., возраст, дату рождения, адрес; имена и род занятий родителей; времена года, месяцы, дни недели, время суток; цвета, формы; различает право и лево, верх и низ; владеет бытовыми понятиями, основными нормами этикета; знает главные ПДД;
Речевая готовность предполагает сформированности у ребенка звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматически правильную речь.
Показатели речевой готовности:
- ребенок правильно произносит все звуки;
- умеет различать звонкие - глухие, твердые - мягкие, свистящие – шипящие (крыса - крыша, крот - грот, бочка - почка);
- умеет определять первый и последний звук в слове и есть ли заданный звук в слове;
- верно согласовывает слова в высказывании, может изменять слово по числу, роду (желтый - желтые - желтая), правильно употреблять предлоги;
- имеет словарный запас не менее 3500 слов. Можно определить по умению обобщать группы предметов (мебель, посуда, животные, инструменты и пр.), называть времена года, месяцы, дни недели, цвета, геометрические фигуры, не менее 10 диких и домашних зверей и птиц, детенышей животных (индюшонок, жеребёнок, поросёнок, телёнок)
- владеет связной речью. Можно проверить через диалог с ребёнком на свободную тему: может ли он последовательно и точно высказываться, довести фразу до конца, может ли составить рассказ по картинке;
- знает речевой этикет (обращается к взрослому на «вы», соблюдает нормы приветствия и прощания, может дослушать и ответить).
Психологическая готовность – главное условие, чтобы ребенок адаптировался к школе.
Старший воспитатель Федякова С.М.
04.02.2019г.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.02.2019
Дата обновления: 06.02.2019
Дата публикации: 06.02.2019