18.02.2020
Примеры
деструктивного поведения:
×
ребенок
причиняет вред другим
детям, он агрессивен;
×
причиняет
вред самому себе;
×
склонен
к нарушению требований, предъявляемых в семье, детском саду;
×
ведет
себя демонстративно, привлекая всеобщее внимание.
Исследователями в чистом виде выделено четыре ведущие цели деструктивного поведения, проявляющиеся в
дошкольном возрасте:
×
привлечение
внимания;
×
борьба
за власть;
×
месть;
×
демонстрация
несостоятельности, или избегание неудачи.
1. Привлечение внимания.
Поведение ребенка,
привлекающего внимание:
— постоянно дергает родителей, педагога
— «мам, поиграй со мной», ноет, жалуется, что у него что-то не получается и ему
нужно помочь;
— дети могут совершать и более серьезные
действия, например, воровать.
Все это ребенок делает для того, чтобы
на него обратили внимание.
Рекомендации:
×
Если
ребенок требует внимания неадекватным образом, то в этот момент не стоит
уделять ему внимания. Вместо этого следует сказать, например: «Через 5-10 минут
я освобожусь, и мы с тобой займемся тем, чем ты хочешь». Важно
указывать короткое время, поскольку ребенок не воспринимает длительное
время, для него это — вечность.
×
Самому
проявлять инициативу, чтобы уделить внимание ребенку.
×
Приучать
детей к позитивному вниманию. Необходимо показать детям их значимость и
ценность, когда они соответствуют ожиданиям взрослых.
×
Желательно
понаблюдать за своей речью, не уподобляетесь ли Вы мачехе из сказки «Золушка»,
которая подвергала критике поведение падчерицы.
2. Борьба за
власть.
Борьба за власть бывает активной и
пассивной. Пассивная заключается в том, что ребенок молча выслушивает все, что
говорит ему взрослый («Убери игрушки», «Хватит смотреть телевизор» и т.п.), но
не выполняет ничего из того, что ему говорят. Активная борьба за власть
выражается в том, что ребенок сопротивляется не только невербально, но и на словах:
«Не буду, не хочу» и т.п.
Рекомендации:
×
Никогда
не вступать в борьбу за власть с ребенком в тот конкретный момент, когда он ее
навязывает.
×
Обязательно
сообщать ребенку о правилах, принятых в семье, начиная со слов «У нас
принято…». При этом достаточно большая нагрузка ложится на самих взрослых,
которые не должны придерживаться так называемых «двойных стандартов» при
выполнении тех же правил.
3. Месть (нарушение доверительных
отношений между ребенком и взрослым).
Мстительное поведение у
ребенка возникает, если борьба за власть между ним и взрослым носит затяжной
характер, и обеим сторонам от этой борьбы становится больно.
Действия ребенка: обзывается, портит
имущество, обманывает, ворует, старается сделать больно взрослому на словах и
на деле. Такое негативное поведение может быть направлено не только на одного
конкретного человека, но и перенесено на всех взрослых. Ребенок учится делать
больно, следуя примеру взрослых.
Рекомендации:
Сначала необходимо задать
вопрос ребенку: «Кто и чем тебя обидел?» Если в основе отношений лежит месть,
то обида «сидит на кончике языка», и, как правило, ребенок сразу ее озвучит.
Взрослый просит прощения,
при этом категорически запрещается использовать слово «но». Лучше просто
сказать: «Прости, мне неприятно, что я тебя обидел», не добавляя, например, «но
ты сам в этом виноват».
Проведение переговоров (беседы)
с ребёнком.
4. Демонстрация несостоятельности или
избегание неудачи.
В основе лежит
потеря ребенком мужества: он не верит в собственную успешность, считает себя
хуже других. Такие дети обычно бесконфликтны, однако они активно показывают
собственную беспомощность.
Скорее всего, существуют серьезные
причины демонстрации несостоятельности: постоянная критика в адрес ребенка;
авторитарность семьи; частые сравнения с лучшим; пренебрежение со стороны
окружающих.
Рекомендации:
×
Полностью
прекратить критиковать ребенка. Если не удастся избежать критики, то на одно
критическое замечание похвалите ребенка не менее 10 раз в течение 8 часов
(данные специалистов НЛП).
×
«Я
тобой горжусь» — эта фраза ставит ребенка в зависимость от оценки взрослого.
Лучше спросить: «Ты собой гордишься?» — это дает возможность ребенку постепенно
ощущать свою внутреннюю силу.
×
С
таким ребенком важно работать пошагово: сначала показать ему, как выполнять
задание, потом сделать вместе с ним, а в конце предложить выполнить задание
самостоятельно. Не забывайте, что задания для самостоятельного выполнения,
особенно вначале, должны быть небольшими.
×
Постоянно
и бесконечно поддерживать, подбадривать и ободрять ребенка. Это требует
большого самоконтроля от взрослого.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.02.2020
Дата обновления: 18.02.2020
Дата публикации: 18.02.2020