24.03.2020
Родители малышей с
удовольствием отдают детей в такие группы. Они рассчитывают, что ребенок в
кругу более старших детей будет интенсивнее развиваться, быстрее усвоит
бытовые навыки, глядя на других детей. А вот родители старших детей,
напротив, беспокоятся о том, что их дети начнут регрессировать (откатываться
назад в развитии) в обществе малышей и нередко избегают разновозрастных
групп. Так ли это? Опыт показывает, что для
старших детей взаимодействие с малышами полезно для развития бытовых навыков,
интеллектуальных и речевых функций, а также таких качеств как отзывчивость,
терпимость, эмпатия. Если старшие дети помогают
младшим выполнять какие-то задания, будь то математика, чтение или что-то
еще, то наибольшую пользу получает именно «учитель», а не ученик. Ребенок,
объясняющий младшему, что такое «треугольник» или чем отличаются домашние
животные от диких, сам начинает лучше разбираться в свойствах геометрических
фигур и в различиях между животными. Нередко умеющие читать дети с
удовольствием читают малышам книги. Они не только отрабатывая навык чтения,
но и учатся доставлять радость другим. В разновозрастной группе
развивается эмоциональная сфера ребенка. Когда ребенок наблюдает за
поведением детей более младшего возраста (видит, что малышам нужна помощь в
одевании и т.д.), то он учится заботиться о другом человеке, оказывать ему
необходимую помощь и поддержку. Особенно важно, что дети учатся
самостоятельно, без участия взрослого, замечать, что другому ребенку (малышу)
нужна помощь и оказывают ее. Отдельно стоит поговорить о развитии
рефлексии детей. Рефлексия – это обращение
сознания человека на свое или чужое мышление или поведение. Рефлексия
недоступна человеку от рождения. Человек учится понимать, что думает или
чувствует другой через взаимодействие с другими людьми. Ребенок, общаясь с
детьми разного возраста, обращает внимание не только на свой внутренний мир,
но и на многообразие проявлений других людей. Наблюдение за малышами
расширяет границы опыта ребенка и помогает развитию рефлексии. Общение с малышами
способствует формированию положительной самооценки детей. В группе детей
одного возраста разница между умениями и навыками детей не так велика, как в
разновозрастных. Наблюдая за детьми младшего возраста, ребенок (иногда
самостоятельно, иногда с помощью педагога) осознает свои достижения. А
именно, что раньше он многого не умел и не знал, а теперь умеет и
знает. Такое сравнение ребенка с самим собой в более раннем возрасте полезно
для формирования положительной самооценки. И, наконец, разновозрастные
группы в большей степени отражают реальный мир в его разнообразии. В обычной
жизни мы одновременно взаимодействуем с людьми разного возраста, пола,
этнической принадлежности и т.д. Поэтому крайне полезно для детей и в детском
саду, в котором они проводят большую часть будних дней, взаимодействовать с
детьми разного возраста.
Педагог-психолог Семенова Л.В. |
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.03.2020
Дата обновления: 24.03.2020
Дата публикации: 24.03.2020