17.03.2021
Почему возникает
скука.
Скука – состояние, которое эволюционно связано с выживанием человека,
повышенной чувствительностью, которая нужна была, чтобы выжить. Скуку человек
ощущал в хорошо изученной безопасной ситуации, которая не вызывала у него
физиологического интереса. Он переключался на более важную работу либо отдыхал
(Г.Р. Хйдарова). С развитием технологий человек стал менее восприимчивым,
отдалился от природы, постепенно он «забыл» адаптационные механизмы и стал чаще
скучать.
Чем полезна
скука.
Скука-это не просто пустота, а простор для творчества. Этим она полезна для
развития ребенка (С. Манн). Когда ребенку скучно, взрослым не рекомендуется немедленно
переключать дитя на какие-либо занятия, давать ему готовых решений, лучше предложить
побыть немного в этом состоянии. Нужно объяснить ему, что скука нужна человеку,
чтобы попробовать найти нечто интересное. Потом спросить, чем ему бы хотелось
заняться, и сообща выполнять полезную или творческую работу.
Если
учить ребенка правильно относиться к скуке, то постепенно он станет творцом и
активным участником своей жизни. Но для этого и взрослым, возможно, придется
поменять свое отношение и установку по отношению к скуке. Скука должна стать
позитивным источником поиска, творчества, одной из естественных эмоций, а не
тем, от чего скорее надо избавиться.
Когда скука –
признак болезни. Бывают и
физиологические источники скуки. Частые проявления бывают связаны с
физиологическим недостатком внимания, в том числе с СДВГ (синдром дефицита внимания
и гиперактивности). Помните, что возможны трудности в развитии не только
внимания, но и других психических функций.
Как реагировать
на скуку у детей.
Есть
два способа два способа избавить детей от скуки: конструктивный и
неконструктивный. Первый включает в себя все виды творческой активности,
улучшение внешних условий, второй направлен на поиск развлечений.
Как нельзя
реагировать. Ребенок не
знает, как обращаться со скукой. Пустоту, эмоциональный вакуум в силу
незрелости психических процессов он заполняет любыми средствами. Он ощущает
дискомфорт, тревогу, неясное беспокойство, раздражение. Назвать и даже
определить эти чувства ребенок еще не может. И он обращается ко взрослым,
просит или требует контакта.
Взрослые не могут постоянно играть в
интересные ребенку игры или обучать его доступным «взрослым» занятиям. Чаще
всего они предлагают ему возможные заменители, чтобы отвлечь и развлечь. Это
разнообразные игрушки, электронные средства, телевизор, смартфон, планшет.
Неконструктивный
подход. За
консультацией обратилась мама двоих детей. Старшему 5 лет. Он хорошо развит,
много знает, самостоятельный, но часто жалуется, что ему скучно, не знает, что
сейчас поделать. Спрашиваю, как вы реагируете. Мама отвечает: «Предлагаю
варианты: порисуй, поиграй в конструктор, машинки, у тебя же много игрушек».
Иногда ребенок берет планшет и играет.
Получается, что к 5 годам, мозг еще пластичен
и восприимчив к познанию, исследованию, развитию, его потребности пересекаются.
Не происходит важного перехода от состояния скуки к состоянию поиска и
реализации потребности в полезной познавательной деятельности. Взамен
предлагается заполнить время развлечением. В дальнейшем это состояние
закрепляется, так как ребенок видит, что взрослые ведут себя также. Вскоре он
привыкает реагировать на возникшее чувство скуки поиском развлечения.
Постепенно развлечения подменяют собой
естественные побуждения к развитию и поиску, становятся потребностью ребенка.
Со временем они становятся все более насыщенными, изощренными, так как мозг
привыкает и к этим стимулам, и требует новых. Ребенок хочет постоянно быть развлеченным.
Он оторван от полезной и интересной деятельности – его к ней взрослые просто не
допускали. Такой стиль воспитания формирует апатичного, не стремящегося ни к
чему и ничем не заинтересованного подростка. Это реальность общества
потребления.
Как нужно реагировать.
Конструктивный способ преодолеть скуку
требует от ребенка волевого усилия, напряжения. В этом случае нужно не
поддаться соблазну немедленно развлечь себя, а искать то, что на самом деле
интересно и полезно. В этом детям нужна помощь взрослых, так как в силу
возраста волевая сфера развита недостаточно и требует руководство со стороны.
Конструктивный
подход. Ребенку
и взрослому человеку проще избавиться от эмоции, если он отреагирует,
отработает её. В ситуации гнева, например, можно нарисовать обидчика, смять
бумагу, побить подушку. Грусть легче отпустить, если поплакать, поговорить с
кем-то. Точно так же со скукой: ее необходимо ощутить, побыть в ней,
«подружиться». Только тогда она будет ощущаться как нормальное безопасное
чувство, которое говорит человеку, что ему необходимо менять обстановку вокруг
себя.
Педагог-психолог: Филатова И.Н.
Источник информации: Справочник педагога-психолога
детский сад
№5 май 2019 г.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.03.2021
Дата обновления: 17.03.2021
Дата публикации: 17.03.2021