Консультация для родителей и педагогов. Тема: «Опасна ли скука для развития ребенка»

17.03.2021

Почему возникает скука. Скука – состояние, которое эволюционно связано с выживанием человека, повышенной чувствительностью, которая нужна была, чтобы выжить. Скуку человек ощущал в хорошо изученной безопасной ситуации, которая не вызывала у него физиологического интереса. Он переключался на более важную работу либо отдыхал (Г.Р. Хйдарова). С развитием технологий человек стал менее восприимчивым, отдалился от природы, постепенно он «забыл» адаптационные механизмы и стал чаще скучать.

Чем полезна скука. Скука-это не просто пустота, а простор для творчества. Этим она полезна для развития ребенка (С. Манн). Когда ребенку скучно, взрослым не рекомендуется немедленно переключать дитя на какие-либо занятия, давать ему готовых решений, лучше предложить побыть немного в этом состоянии. Нужно объяснить ему, что скука нужна человеку, чтобы попробовать найти нечто интересное. Потом спросить, чем ему бы хотелось заняться, и сообща выполнять полезную или творческую работу.

Если учить ребенка правильно относиться к скуке, то постепенно он станет творцом и активным участником своей жизни. Но для этого и взрослым, возможно, придется поменять свое отношение и установку по отношению к скуке. Скука должна стать позитивным источником поиска, творчества, одной из естественных эмоций, а не тем, от чего скорее надо избавиться.

Когда скука – признак болезни.  Бывают и физиологические источники скуки. Частые проявления бывают связаны с физиологическим недостатком внимания, в том числе с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Помните, что возможны трудности в развитии не только внимания, но и других психических функций.

Как реагировать на скуку у детей.

Есть два способа два способа избавить детей от скуки: конструктивный и неконструктивный. Первый включает в себя все виды творческой активности, улучшение внешних условий, второй направлен на поиск развлечений.

Как нельзя реагировать.  Ребенок не знает, как обращаться со скукой. Пустоту, эмоциональный вакуум в силу незрелости психических процессов он заполняет любыми средствами. Он ощущает дискомфорт, тревогу, неясное беспокойство, раздражение. Назвать и даже определить эти чувства ребенок еще не может. И он обращается ко взрослым, просит или требует контакта.

         Взрослые не могут постоянно играть в интересные ребенку игры или обучать его доступным «взрослым» занятиям. Чаще всего они предлагают ему возможные заменители, чтобы отвлечь и развлечь. Это разнообразные игрушки, электронные средства, телевизор, смартфон, планшет.

Неконструктивный подход. За консультацией обратилась мама двоих детей. Старшему 5 лет. Он хорошо развит, много знает, самостоятельный, но часто жалуется, что ему скучно, не знает, что сейчас поделать. Спрашиваю, как вы реагируете. Мама отвечает: «Предлагаю варианты: порисуй, поиграй в конструктор, машинки, у тебя же много игрушек». Иногда ребенок берет планшет и играет.

Получается, что к 5 годам, мозг еще пластичен и восприимчив к познанию, исследованию, развитию, его потребности пересекаются. Не происходит важного перехода от состояния скуки к состоянию поиска и реализации потребности в полезной познавательной деятельности. Взамен предлагается заполнить время развлечением. В дальнейшем это состояние закрепляется, так как ребенок видит, что взрослые ведут себя также. Вскоре он привыкает реагировать на возникшее чувство скуки поиском развлечения.

Постепенно развлечения подменяют собой естественные побуждения к развитию и поиску, становятся потребностью ребенка. Со временем они становятся все более насыщенными, изощренными, так как мозг привыкает и к этим стимулам, и требует новых. Ребенок хочет постоянно быть развлеченным. Он оторван от полезной и интересной деятельности – его к ней взрослые просто не допускали. Такой стиль воспитания формирует апатичного, не стремящегося ни к чему и ничем не заинтересованного подростка. Это реальность общества потребления. Хочу такой сайт

Как нужно реагировать.

Конструктивный способ преодолеть скуку требует от ребенка волевого усилия, напряжения. В этом случае нужно не поддаться соблазну немедленно развлечь себя, а искать то, что на самом деле интересно и полезно. В этом детям нужна помощь взрослых, так как в силу возраста волевая сфера развита недостаточно и требует руководство со стороны.

Конструктивный подход. Ребенку и взрослому человеку проще избавиться от эмоции, если он отреагирует, отработает её. В ситуации гнева, например, можно нарисовать обидчика, смять бумагу, побить подушку. Грусть легче отпустить, если поплакать, поговорить с кем-то. Точно так же со скукой: ее необходимо ощутить, побыть в ней, «подружиться». Только тогда она будет ощущаться как нормальное безопасное чувство, которое говорит человеку, что ему необходимо менять обстановку вокруг себя.

 

Педагог-психолог: Филатова И.Н.

Источник информации: Справочник педагога-психолога

 детский сад №5 май 2019 г.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 17.03.2021

Дата обновления: 17.03.2021

Дата публикации: 17.03.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».