17.05.2021
С поступлением в школу ребенок встречается с новым для себя видом активности — учебной. Конечно, он уже в детском саду знакомится с ней, но в дошкольном возрасте основным источником развития выступает игровая деятельность — она занимает основную часть времени. В школе же эту функцию начинает выполнять деятельность учебная.
Важно помнить, что учеба — это первая продуктивная деятельность ребенка. Можно назвать ее предпосылкой к трудовой деятельности в будущей взрослой жизни. Действительно, ребенок осваивает знания и умения, необходимые для жизни в обществе. Не зря многие дети называют школу своей работой, а учителя хвалят их: «Хорошо потрудились!».
Однако период учебной активности не заканчивается в детстве. Без нее трудно представить и жизнь современного взрослого человека. Можно сказать, что через всю свою жизнь человек проносит опыт применения тех учебных навыков, которые прививаются в младшем школьном возрасте.
Почему же некоторые люди, пройдя школу, не хотят учиться дальше, не могут этого делать?
Дело в том, что просто посещение ребенком школы не гарантирует появления у него учебной активности. Чтобы это произошло, необходимы определенные шаги, которые должен сделать ребенок сам или с помощью взрослых.
Освоение позиции школьника.
Первый шаг ребенка на пути формирования учебной активности — освоение позиции школьника. Взрослые часто недооценивают как значимость, так и сложность этой ступени.
Что включает в себя позиция школьника?
Первое — это умение слышать учителя, т. е. не только воспринимать то, что он говорит, но и осуществлять действия, которые требуются от школьника. Это называют умением выполнять инструкции или принимать правила урока и следовать указаниям учителя. Но иногда дети начинают выполнять задания, не дослушав инструкцию, а некоторые слушают ее, но потом забывают или же торопятся и пропускают нужные действия. Одним детям трудно сосредоточиться на инструкции, и это называют невнимательностью; другим — сложно справиться со своим «хочу делать по-своему». Поэтому следовать инструкции учителя ребенок учится в первые месяцы школьной жизни.
Второй компонент позиции ученика — наличие у ребенка стремления справляться с учебными трудностями. Подчеркнем, что речь идет не об умении преодолевать сложности (это будет происходить позже), а о самом стремлении, т. е. желании и старании всеми силами выполнить тяжелое задание, даже если придется пробовать несколько раз, просить помощи у взрослого, но не бросать его. И к тому же не переживать слишком сильно, не создавать себе стрессовую ситуацию и не болеть от этого. К примеру, если ребенок, сделав ошибку в ответе на вопрос учителя, перестал поднимать руку, то именно такого стремления у него и не хватает.
Третий компонент позиции школьника связан с тем, что обучение происходит в условиях класса. Значит, детям необходимо уметь не только отвечать, но и выслушивать других. А это не так интересно, как говорить самому, — нужно заставить себя подождать, пока учитель спросит, даже если ребенок знает ответ, который просто срывается с языка. Некоторые дети в таких ситуациях даже поначалу обижаются на учителя или одноклассника: «Почему меня не спросили первым?», «Почему его, а не меня?». Необходимы время, большая работа как педагогов, так и самих детей, чтобы последние научились принимать во внимание интересы друг друга.
Несмотря на то что формируется и проявляется позиция ученика в школе, она важна и для родителей. Ведь ее фундамент — особенности взаимодействия с ребенком в семье до школы. Если бы это было не так, то без ответа остался бы вопрос: почему в одном классе у одного учителя у некоторых детей позиция ученика формируется легко и быстро, а у других — медленно и трудно? Оптимально такое взаимодействие в семье, которое обеспечивает ребенку баланс между необходимостью приспосабливаться к требованиям и правилам взрослых и возможностью заявлять открыто о своих желаниях, т. е. между «надо» и «хочу».
К примеру, когда дошкольник хочет играть, поздно ложиться спать, покупать новые игрушки или есть сладости, то это нормально, если вместе с тем он будет самостоятельно одеваться, убирать свои вещи, ложиться спать вовремя и помогать взрослым. Ведь выполнение всех этих «обязанностей», с одной стороны, важный вклад ребенка в «копилку» уверенности в себе, с другой — одна из существенных предпосылок умения преодолевать трудности в школе.
Посмотрите внимательно на своего ребенка: чего у него больше — «хочу» или «надо»? А может быть, уже есть баланс?
После усвоения ребенком позиции школьника следующий шаг в формировании учебной активности — волевое развитие. И для этого ему предстоит сделать даже не шаг, а рывок.
Истоки волевого поведения лежат в более раннем детстве. Уже на третьем году жизни у малышей обнаруживается самообладание. Оно заключается в отказе от чего-либо приятного, а также в решимости сделать нечто неприятное, если необходимо. Это первое самостоятельное проявление ребенком силы воли.
С 4 лет развивается контроль своих действий. На 4-5-м году жизни у детей проявляется послушание, обусловленное пробуждающимся у них чувством обязанности и чувством вины перед взрослым, если ребенок не выполнил то, что от него требовалось. В старшем дошкольном возрасте ребенок делает в волевом развитии большой шаг вперед: начинает брать на себя обязанности и действовать из сознания необходимости довести дело до конца.
В жизни встречаются две воспитательные крайности, каждая из которых таит в себе серьезную опасность. Первая заключается в том, что ребенка изнеживают, расслабляют его волю, избавляя от необходимости прилагать любые усилия. Между тем готовность к применению усилий, чтобы достичь результата, — совершенно необходима в жизни, но она не дается сама собой, к ней нужно приучать. Когда дело совершенно непривычное, оно кажется непосильным, и лишь привычка облегчает его выполнение.
Другая, тоже не малая опасность заключается в перегрузке детей слишком трудоемкими заданиями. Обычно они не выполняются, и создается привычка бросать начатое, а для развития воли нет ничего хуже. Для выработки сильной воли первое и основное правило — доводить дело до конца.
Уважаемые родители,
желаем успехов
в учебной деятельности!!!
Педагог-психолог:
Филатова И.Н.
Май,2021г.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.05.2021
Дата обновления: 17.05.2021
Дата публикации: 17.05.2021