25.03.2022
Успешное обучение детей в школе невозможно без своевременного развития у них школьно-значимых функций. «Что же это за функции?» – спросите Вы. Школьно-значимые функции не только существенно влияют на темп и качество формирования навыков письма, чтения и счёта, но и в значительной мере определяют успешность овладения школьниками общеучебными и предметными умениями, полноценность усвоения всего учебного материала начального этапа обучения. Наиболее важными специалисты считают следующие функции:
• Зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез;
• Пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез;
• Слуховое внимание и восприятие, слухо-речевая память, фонематический слух;
• Сенсорно-двигательные координации;
• Точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.
Слуховое внимание и восприятие у детей в норме начинает развиваться очень рано. Важно научить ребёнка слышать, узнавать и различать неречевые звуки, голоса животных, птиц, звуки транспорта, бытовые шумы, звучание музыкальных инструментов. Затем материал для занятий постепенно усложняется, детям можно предложить задания, игры на дифференциацию звуков речи: сначала гласных, потом согласных.
Для предупреждения специфических ошибок при письме и чтении важно упражнять детей в слуховой дифференциации звуков речи и в фонематическом анализе слов.
Предлагаем Вашему вниманию следующие
Игры и упражнения:
1. Назови первый звук в словах:
Аня, утка, иней, Оля, эхо, аист, индюк, осень, автобус;
Сом [с’], зонт [з], цапля [ц], чайник [ч], щётка [щ], лист [л’], кит [к’].
2. Назови последний звук в словах:
Кот, мак, пост, лук, бак, сок, рот, бинт, робот, гамак, хвост, рак, бант;
стол, топор, магазин, воробей, душ, сом, шкаф, укол, мотор, улей, он;
каша, кенгуру, окно, сапоги, конфетка, сливы, сумка;
кисель [л’], фонарь [р’], плащ [щ], луч [ч], метель [л’], снегирь [р’].
3. Определи место звука [Ш] в слове:
шуба, машина, душ; подушка, шарф, малыш; шар, кошка, карандаш.
Например, в слове «шуба» звук [Ш] слышится в начале слова, в слове «машина» в середине, в слове «душ» в конце слова.
4. Придумай слова со звуком [К]:
Катер, кот, акула, пушка, дождик, пальчик, краска, катушка, пикник.
5. Измени слово, заменив в нём один звук:
лак – рак – так – как – мак – бак – пак…
Бок – ток – сок – док – рок – чок – кок – цок – шок…
6. Измени слово, добавив (убавив) один звук:
ушки – сушки, кол – укол, ток – сток, рот – крот, рак – брак;
Коля – Оля, крот – кот, слон – сон, масло – мало, уточка – точка.
7. Игра «Эхо» (Развитие рече-слуховой памяти)
Эхо с нами в прятки играло,
Всё за ребятами повторяло:
АУ, ОАЭ, ИЭО, ОУЭ, ЫАУЭ, ИОЭУ, УАУО, ЭАУИО, ИОУОЫ;
па – по – пу, ба – бэ – бо, ды – дэ – ду, ак – ах – ат, от – оп – ох – ок;
да – та – да, ко – го – го, пу – бу – пу, ша – жа – ша, сы – зы – зы;
точка – дочка – почка, лак – бак – рак, кот – год – тот,
пачка – качка – тачка, том – дом – ком, сом – сон – сок
8. Игры: «Повторялочка», «Попугайчик»:
Попугайчик, попугай, всё за мною повторяй!
Слушай внимательно, повторяй старательно!
(Задания выполняются аналогично, как и в предыдущей игре).
9. Игра «Слово рассыпалось»:
Если взять большое слово,
Рассыпать буквы: раз и два,
А затем собрать их снова,
Выйдут новые слова!
Выбираем для игры слово «архитектор». Из букв этого слова составляем другие слова. Победителем в игре станет тот, кто придумает больше слов.
Например: рот, хит, рок, крот, река, рак, кратер, ректор, тир, рот и т. д.
10. Кто больше?
Придумывание слов на любой заданный звук:
[Л] – лампа, ласты, палатка, стол, пол, каблук, ласточка, укол, полоска;
[Л’] – лента, лиса, кисель, липа, лилия, лимон, лист, олень, соль, мель;
[Ч] – чашка, очки, бабочка, чемодан, меч, удочка, врач, учитель, пачка;
[Ц] – цветок, улица, палец, циркуль, кузница, отец, цвет, курица, боец.
Играя с ребёнком-дошкольником в описанные выше речевые игры, Вы, уважаемые родители, создаёте полноценную базу для развития фонематического слуха и восприятия, которые являются важной составляющей подготовки ребёнка к школьному обучению.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.03.2022
Дата обновления: 28.03.2022
Дата публикации: 25.03.2022