Развитие слухового внимания, восприятия и рече-слуховой памяти у детей дошкольного возраста в речевых играх

25.03.2022

Успешное обучение детей в школе невозможно без своевременного развития у них школьно-значимых функций. «Что же это за функции?» – спросите Вы. Школьно-значимые функции не только существенно влияют на темп и качество формирования навыков письма, чтения и счёта, но и в значительной мере определяют успешность овладения школьниками общеучебными и предметными умениями, полноценность усвоения всего учебного материала начального этапа обучения. Наиболее важными специалисты считают следующие функции:

Зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез;

Пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез;

Слуховое внимание и восприятие, слухо-речевая память, фонематический слух;

Сенсорно-двигательные координации;

Точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.

Слуховое внимание и восприятие у детей в норме начинает развиваться очень рано. Важно научить ребёнка слышать, узнавать и различать неречевые звуки, голоса животных, птиц, звуки транспорта, бытовые шумы, звучание музыкальных инструментов. Затем материал для занятий постепенно усложняется, детям можно предложить задания, игры на дифференциацию звуков речи: сначала гласных, потом согласных.

 Для предупреждения специфических ошибок при письме и чтении важно упражнять детей в слуховой дифференциации звуков речи и в фонематическом  анализе  слов.

Предлагаем Вашему вниманию следующие

Игры и упражнения:

1. Назови первый звук в словах:

Аня, утка, иней, Оля, эхо, аист, индюк, осень, автобус;

Сом [с’], зонт [з], цапля [ц], чайник [ч], щётка [щ], лист [л’], кит [к’].

2. Назови последний звук в словах: 

Кот, мак, пост, лук, бак, сок, рот, бинт, робот, гамак, хвост, рак, бант;

стол, топор, магазин, воробей, душ, сом, шкаф, укол, мотор, улей, он;

каша, кенгуру, окно, сапоги, конфетка, сливы, сумка;

кисель [л’], фонарь [р’], плащ [щ], луч [ч], метель [л’], снегирь [р’].

3. Определи место звука [Ш] в слове:

шуба, машина,  душ;  подушка, шарф, малыш; шар, кошка, карандаш.

Например, в слове «шуба» звук [Ш] слышится в начале слова, в слове «машина» в середине, в слове «душ» в конце слова.

4. Придумай слова со звуком [К]:

Катер, кот, акула, пушка, дождик, пальчик, краска, катушка, пикник.

5. Измени слово, заменив в нём один звук:

лак – рак – так – как – мак – бак – пак…

Бок – ток – сок – док – рок – чок – кок – цок – шок…

6. Измени слово, добавив (убавив) один звук:

ушки – сушки,  кол – укол,    ток – сток,    рот – крот,     рак – брак;

Коля – Оля,       крот –  кот,   слон – сон,   масло – мало, уточка – точка.

7. Игра «Эхо» (Развитие рече-слуховой памяти)Хочу такой сайт

Эхо с нами  в прятки играло,

Всё  за  ребятами  повторяло:

АУ,  ОАЭ,   ИЭО,  ОУЭ,  ЫАУЭ,  ИОЭУ,  УАУО,   ЭАУИО,  ИОУОЫ;

па – по – пу,   ба – бэ – бо,  ды – дэ – ду,  ак – ах – ат,   от – оп – ох – ок;

да – та – да,    ко – го – го,   пу – бу – пу,   ша – жа – ша,     сы – зы – зы;

точка – дочка – почка,               лак – бак – рак,                  кот – год – тот,

пачка – качка – тачка,                том – дом – ком,               сом – сон – сок               

8. Игры: «Повторялочка», «Попугайчик»:

Попугайчик, попугай, всё за мною повторяй!

Слушай внимательно, повторяй старательно!

(Задания  выполняются аналогично, как и в предыдущей игре).

9. Игра  «Слово рассыпалось»:

Если взять большое слово, 

Рассыпать буквы: раз и два, 

А затем собрать их снова,

Выйдут новые слова!

Выбираем для игры слово «архитектор». Из букв этого слова составляем другие слова. Победителем в игре станет тот, кто придумает больше слов.

Например: рот, хит, рок, крот,  река, рак, кратер, ректор, тир, рот  и т. д.

10. Кто больше?

Придумывание слов на любой заданный звук:

[Л] – лампа,  ласты, палатка, стол, пол, каблук, ласточка, укол, полоска;

[Л’] – лента, лиса, кисель, липа, лилия, лимон, лист, олень,  соль,  мель;

[Ч] – чашка, очки, бабочка, чемодан, меч, удочка, врач, учитель, пачка; 

[Ц] – цветок, улица, палец, циркуль, кузница, отец, цвет,  курица, боец.

Играя с ребёнком-дошкольником в описанные выше речевые игры, Вы, уважаемые родители, создаёте полноценную базу для развития фонематического слуха и восприятия, которые являются важной составляющей подготовки ребёнка к школьному обучению.


Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.03.2022

Дата обновления: 28.03.2022

Дата публикации: 25.03.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».