11.04.2024
Речь – это
функция мозга, мозговые структуры созревают в определенные сроки и
неврологические критерии это конкретные этапы развития работы мозга.
Например, до 1,5 лет активизируется мозжечок –
ребенок начинает ходить, и если ему 2 года и он не ходит – родители понимают
что это не «индивидуальность», и что если рядом с ним будут бегать футболисты
(в плане неговорящего ребенка говорящие дети, «отдать в сад чтобы научили
говорить») это никак глобально не скажется на его состоянии.
Если
ребенок не говорит в 2 года, значит у него есть определенная проблема, которую
надо найти, чтобы помочь ему компенсироваться. Ждать и верить в сказки о том
что «заговорил в 5 лет и стал президентом» - это только упускать время
реабилитации. Речь - это зона Брока (моторная функция – воспроизведение речи) и
зона Вернике (сенсорная функция – понимание речи), они в норме активизируются
до 2 лет, если у ребенка в 2 года нет фразовой речи - значит у него дисфункция
речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития, поэтому
бездействие и неправильная реабилитация приводят к последствиям, которые после
6 лет уже невозможно компенсировать. Пластичность мозга наиболее активна именно
до 6-7 лет, если ребенка привели в 2-2,5, то шанс того что он выйдет в норму
очень высокий, а если привели в 4-5 лет - то уже осталось год-два и за это
время можно только улучшить его состояние, а не максимально восстановить,
реабилитировать, как при раннем обращении.
Для решения большинства этих проблем
существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные
игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
·
Дуем на
кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
·
Задуваем
свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
·
Делаем
пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
·
Пускаем
кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и
дуем в паруса
·
Показываем
«ветерок» — дуем друг на друга
·
Сдуваем с
поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
·
Дуем через
трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные
упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
1.
Игры с
различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
2.
Развиваем
артикуляционные мышцы:
·
Надуваем
пузырь щечками, лопаем ладошками
·
Показываем
язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
·
Показываем
зубы – «У кого есть зубки?!»
·
«Лакаем
молоко» как кошка.
3. Звукоподражание с повторами —
полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные
игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и
слова, им легче заговорить.
1.
Игры с
использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У
бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка»,
«Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки
Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых
слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей
по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами,
дублирующими движения:
·
Топ-топ;
·
Хлоп-хлоп;
·
Прыг-прыг;
·
Бип-бип (Нажимаем на
носик)
·
Туда-сюда (Повороты
корпуса)
·
Вверх-вниз (Ручки с
бубенцами или султанчиками)
Эффективные
игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
1.
Прятки игрушек
под платочком
2.
ДАЙ! (По
инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
3.
ПОКАЖИ!
(Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по
инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных
листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
4.
Сортировка
по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику
желтые).
Ищем в сенсорном тазике спрятанные
фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит,
взрослый называет.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.04.2024
Дата обновления: 14.04.2024
Дата публикации: 11.04.2024