Если ребенок не говорит

11.04.2024

Речь – это функция мозга, мозговые структуры созревают в определенные сроки и неврологические критерии это конкретные этапы развития работы мозга.


        Например, до 1,5 лет активизируется мозжечок – ребенок начинает ходить, и если ему 2 года и он не ходит – родители понимают что это не «индивидуальность», и что если рядом с ним будут бегать футболисты (в плане неговорящего ребенка говорящие дети, «отдать в сад чтобы научили говорить») это никак глобально не скажется на его состоянии.
       Если ребенок не говорит в 2 года, значит у него есть определенная проблема, которую надо найти, чтобы помочь ему компенсироваться. Ждать и верить в сказки о том что «заговорил в 5 лет и стал президентом» - это только упускать время реабилитации. Речь - это зона Брока (моторная функция – воспроизведение речи) и зона Вернике (сенсорная функция – понимание речи), они в норме активизируются до 2 лет, если у ребенка в 2 года нет фразовой речи - значит у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития, поэтому бездействие и неправильная реабилитация приводят к последствиям, которые после 6 лет уже невозможно компенсировать. Пластичность мозга наиболее активна именно до 6-7 лет, если ребенка привели в 2-2,5, то шанс того что он выйдет в норму очень высокий, а если привели в 4-5 лет - то уже осталось год-два и за это время можно только улучшить его состояние, а не максимально восстановить, реабилитировать, как при раннем обращении
.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

·          Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри

·          Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых

·          Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них

·          Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса

·          Показываем «ветерок» — дуем друг на друга

·          Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга

·          Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

1.      Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся

2.      Развиваем артикуляционные мышцы:

·              Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками

·              Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно

·              Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»

·              «Лакаем молоко» как кошка.

3.      Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

1.      Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:Хочу такой сайт

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

·          Топ-топ;

·          Хлоп-хлоп;

·          Прыг-прыг;

·          Бип-бип (Нажимаем на носик)

·          Туда-сюда (Повороты корпуса)

·          Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

1.      Прятки игрушек под платочком

2.      ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)

3.      ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)

4.      Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).

Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Учитель-логопед Семакина Н.В.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.04.2024

Дата обновления: 14.04.2024

Дата публикации: 11.04.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».