22.05.2024
Развитие
тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом.
Выполнение графических и других упражнений поможет вашему ребенку не только
научиться писать, но и подготовиться в целом к обучению в школе.
Сформированность
мелкой моторики ребенка можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Если
он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи
тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный
и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении
графическим навыком письма в школе будет значительным.
Тренировать пальцы рук можно, применяя лепку, закручивание гаек в конструкторе,
собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, застегивание пуговиц. К
сожалению, моторная неловкость при выполнении манипуляторных действий,
трудности и неудачи в овладении ими вынуждают ребенка избегать сложных
действий. Поэтому платье с мелкими пуговицами «не нравится», новый конструктор «совсем
неинтересный, лучше поиграю с машинками», вязать, лепить, конструировать «не
интересно, не хочется». Итак, основные направления в работе по подготовке руки
к письму:— развитие щепоти, тренировка мышечной нагрузки рабочей руки;—
подготовка к технике письма;— развитие гладкой мускулатуры кисти руки ребенка;—
развитие ориентировки. Для развития щепоти используются игры, тренирующие
большой и указательный палец: «Покрути карандаш (желательно с ребристой
поверхностью) тремя пальцами, а затем двумя пальцами»; «Посолим суп»; «Переложи
пинцетом».
«Катаем шарик». Используем шарик, горошину, бусину. Упражнение проводится в
течение 1 минуты. Начинаем медленно. По мере совершенствования навыка темп
убыстряется.
«Переложи пуговицы», «Сортировка мелких предметов»
Для тренировки мышечной нагрузки рабочей руки полезно использовать упражнения
со штампами. Наборы штампов доступны в продаже. Есть штампы с высокими ручками,
есть плоские дощечки с круглыми ручками. При выполнении такой работы тонус
мускулатуры руки быстро и неоднократно меняется: напряжение, расслабление,
силовое напряжение, снова расслабление.
Кроме того,
ребенок учится удерживать штамп за ручку тремя пальцами. Для письма важна
сформированная пространственная ориентировка.
В возрасте 6—7 лет, организуя различные виды деятельности, систематически
применяя тренировочные упражнения, ребенок может достичь хороших
результатов в развитии моторики
кисти.
Для развития графического навыка следует использовать: графический диктант;
рисование линий: прямые и фигурные дорожки; рисование по точкам, контурам,
клеточкам; штриховки с различным направлением движения руки, силуэтные
штриховки.
Выполняя различные виды
заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу
обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева
направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без
пробелов, не выезжая за контур.
В 6—7 лет ребенок должен
выполнять следующие виды штриховок: прямые вертикальные (сверху вниз),
горизонтальные (слева направо), наклонные, клубочками (круговыми движениями
руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы,
черепица крыши), крупными петельками. Особое внимание нужно уделять выполнению
линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и
ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при
выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.
Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала
простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до
15—20 мин. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого
можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных
действий.
Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.
Среди
разнообразных заданий, направленных на подготовку руки ребенка к письму,
наиболее эффективными считают: упражнения на укрепление мышц руки . Упражнения
с мелким материалом. Можно во время занятий с ребенком нанизывать бусы,
застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючочки, завязывать и развязывать
ленточки; перекладывать тремя пальцами, которыми держат ручку во время письма,
мелкие игрушки; работать с пипеткой и стаканчиком (выбирать и наливать воду),
плести из ниток (например, закладки) и так далее.
Различные виды
продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация, вырезание по контуру
фигурок из бумаги. Помимо хорошей тренировки руки, рисование даёт ощущение
«творца», является ключом к эмоциональному пониманию искусства. Закрашивание
-это достаточно приятное занятие бывает сначала детям в тягость, но в
дальнейшем они выполняют его с удовольствием.
Условие задания: закрашивать надо только цветными карандашами, не
выходить за пределы контура рисунка, делать закрашивание сплошным, без полос,
можно изменять нажим одного карандаша и закрасить рисунок тремя тонами – совсем
светлым, более густым и очень густым.
Штриховка - эта
работа достаточно трудная, но очень полезная для развития мелкой моторики,
однако у детей это занятие не вызывает интереса. Дети учатся контролировать
себя, выполнять задания в очерченном пространстве, вырабатывают глазомер,
приучают руку к ритмичности и точности движений. Штриховку орнаментов иногда
делаем цветными ручками. Это тоже необходимый этап подготовки к письму.
Срисовывание
различных графических образов. При выполнении подобных упражнений необходимо
обратить внимание детей на клетку: дети узнают, что клетка делится на четыре
части, что у неё есть середина, углы, верхняя, нижняя, правая и левая стороны.
Срисовывая, дети должны точно срисовать детали картинки.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.05.2024
Дата обновления: 26.05.2024
Дата публикации: 22.05.2024