«Нейрогимнастика как средство развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»
09.12.2025
Ч т о т а к о е н е й р о г и м н а с т и к а ?
Гимнастика для мозга в педагогике называется также кинезиологическими упражнениями. Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга.
Такая «гимнастика для мозга» состоит из определенного комплекса упражнений, которые достаточно просты в выполнении. По этой причине нейрогимнастику практикуют для детей дошкольного возраста.
Плюс этих упражнений в том, что их можно выполнять практически в любом месте. Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга.
Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8,5 лет. К 7-8 годам у детей уже полностью сформируется межполушарное взаимодействие и что-либо изменить станет гораздо сложнее, поэтому приступать к занятиям лучше всего именно в 4-5 лет.
Предлагаю поиграть дома с детьми в нейроигру, через сказку.
Кинезиосказка с мешочками «Прогулка в зимнем лесу»
Родитель бросает мешочек ребенку, который назовет родственное слово к слову «снег».
Жили-были девочки и мальчики (взять мешочек двумя руками, повернуть в ладонях направо, налево). Пошли они гулять по лесу – идут (подбрасывать и ловить мешочек правой рукой до уровня глаз), увидели сугроб (подбросить мешочек выше головы и поймать) – оба упражнения повторяются несколько раз.
Перепрыгнули на другую тропинку (перебросить мешочек в левую руку), перепрыгнули еще (перебросить мешочек в правую руку), перепрыгнули еще (перебросить мешочек в левую руку).
Идут дальше (подбрасывать и ловить мешочек левой рукой до уровня глаз), увидели сугроб (подбросить мешочек выше головы и поймать) – оба упражнения повторяются несколько раз.
Стало в лесу очень морозно, решили они погреться:
Раз, два, три (подбросить и поймать мешочек двумя руками, одновременно двигая правой ногой вперед – 3 раза)
Раз, два, три (подбросить и поймать мешочек двумя руками, одновременно двигая левой ногой вперед – 3 раза)
Раз, два, три (подбросить и поймать мешочек двумя руками, одновременно двигая правой ногой назад – 3 раза)
Раз, два, три (подбросить и поймать мешочек двумя руками, одновременно двигая левой ногой назад – 3 раза)
Раз, два, три (подбросить и поймать мешочек двумя руками, одновременно двигая правой ногой вправо – 3 раза)
Раз, два, три (подбросить и поймать мешочек двумя руками, одновременно двигая левой ногой влево – 3 раза)
Согрелись, решили шишки собирать. Собрали шишку (перебросить мешочек с тыльной стороны ладони, поймать ладошкой), белке отдала (перебросить мешочек на тыльную сторону ладони) – 3-4 раза.
Под другим деревом собрала шишку и тоже белке отдала (тоже самое выполнить другой рукой) - 3 – 4 раза.
А в лесу живет Баба-Яга.
Она охотится за…. (педагог поочередно называет имена детей, чье имя называет педагог, тот перебрасывает – меняется своим мешочком с педагогом).
Прогнали Бабу-Ягу! Ура! Радуемся! (подбросить мешочек двумя руками, хлопнуть в ладоши и поймать, потом тоже самой, но хлопнуть два раза)
Вот и сказочке конец! А кто слушал – молодец! (дети стоят в кругу складывают пирамиду на руку педагога: мешочек–рука, мешочек–рука и т.д. Убирают руки, мешочки летят в корзину).
Учитель-логопед:
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.12.2025
Дата обновления: 09.12.2025
Дата публикации: 09.12.2025