02.06.2019
Конечно, лето располагает к отдыху и укреплению здоровья. Дети много играют, гуляют, ездят с семьями в гости к родственникам, на отдых и лечение. Это поможет им набраться сил, чтобы приступить к освоению школьных знаний в первом классе.
В летнее время, когда уже нет занятий с учителем-логопедом, детям важно не растерять сформированные за учебный год навыки правильного произношения всех звуков в речи. Занимавшиеся на логопункте дети находятся в так называемой «группе риска», так как не у всех детей одинаково хорошо закрепились поставленные звуки. Кто-то говорит чётко и внятно, а кто-то всё ещё пропускает или искажает звуки. Это значит, что процесс автоматизации не закончен. В связи с этим, при отсутствии ежедневного повторения, звуки могут «потеряться», то есть ребёнок будет их произносить неправильно.
Учитель-логопед, выпуская детей с логопункта детского сада, даёт рекомендации родителям (законным представителям) продолжать автоматизацию звуков и введение их в речь. Важно повторять дома стихотворения и чистоговорки на закрепляемые звуки.
Наиболее сложные для произнесения звуки: Р и Л, требующие подвижности органов артикуляции, а также длительного и сильного речевого выдоха.
Предлагаю детям вместе с родителями дома повторять:
1) артикуляционные упражнения специального комплекса для сонорных звуков.
1) Цель: укрепление мышц органов артикуляции, особенно языка, развитие его подвижности, а также отделение движений языка от движений нижней челюсти. Язык «стучит» в альвеолы – бугорочки за верхними зубами (т – т – т; д – д – д), рот открыт, расстояние между верхними и нижними зубами не меняется и примерно равно ширине двух пальцев. Губы в улыбке. Зубы видны.
«Барабанщик»
Левой, правой, левой, правой! На парад идёт отряд.
Барабанщик барабанит полтора часа подряд: д-д, д-д-д, д-д, д-д-д…
Бей, руками помогай: д-д-д, д-д-д, д-д-д, д-д-д.
Ритм ногами отбивай: д-д-д, д-д-д, д-д-д, д-д-д.
Учись играть на барабане: д-д-д, д-д-д, д-д-д, д-д-д.
Твой язык послушным станет: д-д-д, д-д-д, д-д-д, д-д-д.
(Маршируй на месте и имитируй игру на барабане).
2) Дыхательные упражнения для звуков Р, Рь.
3) Цель: увеличение силы и длительности выдоха с произнесением: дзззз______ или джжж…. Поддуваем различные пособия на нитке, например: бабочку, птичку, снежинку и т. д. При поддувании выполняем все правила пункта 1. Стараемся, чтобы выдох был максимально сильным и длительным. Под воздействием сильной длительной воздушной струи кончик языка начинает дрожать за верхними зубами, получается звук, похожий на звук при стрельбе из автомата. Упражнения
«Автомат стреляет»: тррр…,
«Пулемёт строчит»: дрррр....
Пальчиковая игра «В зоопарк»
В зоопарк пойдём скорей, (Пальцы обеих рук двигаются по столу,
имитируя ходьбу).
Много разных там зверей: (Показать напряжённые, растопыренные
пальцы обеих рук).
И колючие ежи, (Сцепить пальцы обеих рук в «замок»).
И клыкастые моржи, (Пальцы сжать в кулаки, выпрямить
указательные пальцы и мизинцы).
И огромные слоны, (4 пальца обеих рук шагают по столу, а
средние пальцы вытянуты вперёд, как
хоботы слонов).
Уж невиданной длины, (Вращательные движения кистями).
Зайцы трусливые (Сгибание и разгибание указательного и
среднего пальцев обеих рук).
И птицы красивые (Махи скрещенными кистями обеих рук,
ладонями к себе).
Даже крокодилы есть, (Хлопки подушечками пальцев правой и
В общем, всех не перечесть! левой руки, запястья соединены).
Организационный момент
Зверята в зоопарке живут, в гости нас зовут.
Мы за ними наблюдаем и движенья выполняем.
Комплекс артикуляционной гимнастики
Обезьянки утром рано (Широкое открывание и закрывание рта,
имитация жевания).
Вкусные жуют бананы.
Водичку пьют, (Вытягивание губ в виде «хоботка», имитация
глотания).
Потом играть бегут. (Лёгкое покусывание кончика языка).
В дупле белочка живёт, (Открывание и закрывание рта, при этом
Да орешки всё грызёт. губы в улыбке, видны верхние и нижние
зубы).
Жеребёнок на лужайке, (Громкое цоканье языком с широким
Мама – лошадь, открыванием рта, сначала в быстром, затем Догоняй – ка! в медленном темпе).
А вот дятел на суку сидит, дятел дерево долбит:
Д – Д – Д – Д – Д – Д…
Ребята, язычки поднимите и как дятел постучите:
Д – Д – Д – Д – Д – Д…
Толстячок – хомячок (Надувание и присасывание обеих щёк,
Показал нам свой бочок. затем поочерёдное надувание правой и левой щеки).
Разучивание самомассажа кистей и пальцев мячом су-джок
Взяли в руки мячик наш, (Катание массажного мячика су-джок
Будем делать мы массаж. между ладонями).
Сверху - вниз, сверху - вниз, (Катание мяча по кисти правой руки до
Ты катись, катись, катись! кончиков пальцев).
Про ладошку не забудем, (Катание мяча по правой ладошке).
Массажировать мы будем! (Затем те же массажные движения
выполняем на левой руке).
Силачи
Силачи, силачи, (Сжимание массажного мячика левой,
Мы сжимаем мячи! затем правой рукой).
А теперь погладим, (Поглаживание мяча расслабленными
Пальчики расслабим! кистями правой и левой руки).
Массаж пальцев пружинками (су-джок)
Мизинчик - пальчик маленький, (Массаж пальцев поочерёдно, начиная
Маленький, удаленький. с мизинчика).
Безымянный – кольцо носит, (Более сильный нажим на подушечки
Никогда его не сбросит! пальцев).
Средний палец - самый длинный
И стоит посередине.
Палец указательный –
Самый замечательный.
Пальцы встретились, обнялись, (Соединение пальцев левой и правой
Кое-как расстались! руки в «замок»).
После артикуляционных, пальчиковых и дыхательных упражнений повторяем чистоговорки и стихотворения, насыщенные звуками Р и Л для автоматизации звуков в самостоятельной речи.
Желаю всем хорошего отдыха и успешного старта школьной жизни!
29.05.2019 года Учитель-логопед Л. В. Михляева
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.06.2019
Дата обновления: 02.06.2019
Дата публикации: 02.06.2019